Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта



Электронный каталог библиотек Волгодонска Закажи книгу Продли книгу Электронная доставка документа Задай вопрос о Волгодонске
    
Сетевая акция «Я люблю читать!»

В центральной детской библиотеке Волгодонска прошла ежегодная акция в поддержку чтения

Декада знаний-2020 в библиотеках Волгодонска

В библиотеках прошел цикл мероприятий, посвященных началу учебного года

Виртуальная «Литературная прогулка по Волгодонску»

15 сентября библиографы провели медиа экскурсию для учащихся техникума ВИТИ НИЯУ МИФИ

«Нам не забыть тех страшных дней». Библиотечные мероприятия памяти теракта 1999 года

В библиотеках прошли мероприятия, посвященные 21 годовщине со дня теракта в Волгодонске

В библиотеках прошли беседы, посвященные Дню образования Ростовской области

К 83 годовщине образования Ростовской области в библиотеках Волгодонска прошел цикл мероприятий

История строительства Волго-Дона

 

    В 2012 году отмечается 60-летие со дня открытия Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Своим рождением город Волгодонск обязан этой послевоенной грандиозной «стройке коммунизма».

   Представляем вашему вниманию фрагменты материалов об истории строительства Волго-Донского канала: публикации волгодонских краеведческих исследователей Анатолия Чалых и Людмилы Чулковой; интервью и воспоминания ветерана сооружения Волго-Дона Георгия Шпаченко и первостроителей г. Волгодонска; лирические строки волгодонских поэтесс Валентины Якуниной и Анны Ковалевой.

 



 

Проект XX века

Фрагмент книги «Волгодонск. Люди. Факты. События»;

Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России».

 


 

Предыстория

Осуществленная мечта. Немного истории;

Волго-Дон и Эйфелева башня.

 


 

Переселение

От Волги до Дона шумят ковыли…

 


 

Воспоминания первостроителей…

Слава и жертвы Волго-Донского канала. Тайны Волго-Дона;

Тридцать шлюзований за смену;

Где правда, а где вымысел?: шесть вопросов ветерану сооружения Волго-Дона, почетному гражданину города Георгию Шпаченко;

Из отряда первостроителей: [о П. Зубкове];

Цимлянское горе;

25 сгорели заживо, 30 – спаслись. Старожил о «белых пятнах» в истории города Волгодонска;

Экспоселок;

Тесно в бане, тесно в школе;

Слились воды Волги и Дона.

 


 

Окончание строительства Волго-Дона

Радость строителей;

Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России».

 



 

 

Проект XX века


  …О, как величава такая картина,

Она – украшенье текущих веков:

Два бронзовых всадника с саблями взмыли

В могучем порыве донских скакунов

 

     Размашистый шлюз и канал судоходный

Подняли родимый для них пъедестал,

Чтоб памятью вечной и славой народной

Мечами победы он в небе блистал.

 

Валентина Якунина.

 

Фрагмент книги «Волгодонск. Люди. Факты. События»

 

Своим рождением Волгодонск обязан пер­вой грандиозной послевоенной стройке Волго-Донского  судоходного  канала,  идея которой вынашивалась еще Петром I. В 1948 году Совет Министров СССР утвердил генеральную схему Волго-Донского судоходного канала, разработанную институтом «Гидропроект».

В состав комплекса сооружений, разработан­ного под руководством академика Сергея Яковлевича Жука, вошли: Волго-Донской судоходный канал, Цимлянский гидроузел, система ороси­тельных каналов. Авторами проекта судоходно­го канала явилась группа инженеров во главе с Андреем Васильевичем Михайловым.

Кратчайшее расстояние между Волгой и Доном равно 58 километрам. Но на этом месте водораздел име­ет максимальную высоту - 130-150 метров над уровнем Волги, и потребовался бы колоссальный объем земляных работ или сооружение боль­шого количества шлюзов. Было избрано другое направление для трассы канала, и не по прямой, а по несколько изогнутой линии. Хотя общая длина канала при этом увеличивается до 101 ки­лометра, зато намного облегчается его строитель­ство, так как здесь уровень водораздела понижа­ется до 88 метров. При воплощении данного про­екта стало возможным избежать дорогостоящих взрывных работ по удалению каменистой гряды на трассе будущего канала. Кроме того, канал на протяжении 45 километров должен пройти по во­дохранилищам - Варваровскому, Береславскому, Карповскому, и на искусственное русло приходи­лось, таким образом, всего 56 километров. Как ни близко подходят друг к другу Волга и Дон, соеди­нить их самотечным каналом невозможно, так как они лежат на разных уровнях: Волга значительно ниже Дона. Трасса канала спроектирована в виде сложной лестницы из ступеней-шлюзов, по ко­торым суда должны подниматься и опускаться. Для питания канала, на шлюзование и испарение требуется огромное количество воды. Решено подавать ее из Дона. Проблема маловодья Дона разрешалась сооружением громадной плотины, которая, перегородив русло реки, поднимет ее уровень и образует водохранилище. Перекачивать воду в канал, на вершину водораздела, долж­ны мощные водонасосные станции. Необычайная по сложности задача стояла перед автором проекта Цимлянского гидро­узла Виктором Павловичем Лихачевым. В практике мирового гидростроительства уста­новился закон, согласно которому бетонные плотины можно ставить только на скальном основании. Донской грунт в районе станицы Цимлянской - это мелкозернистый песок. Лихачев доказал, что мощные железобетон­ные сооружения можно строить и на мягком грунте. Были разработаны новые методы за­щиты от грунтовых вод, новые скоростные способы строительства земляных плотин.

 

Источник: С добрым утром, Волгодонск! Пятидесятые годы. [Текст] //

Волгодонск. Люди. Факты. События / Л. Чулкова, А. Тихонов. – Волгодонск, 2005. – С. 3-5.

 

Полный текст…(ссылка) http://волгодонск-ковчег.рф/volgodonsk_book.php

Вверх

 


 

 

    Волго-Дон удивительный строя,

Быль с мечтой навсегда повенчав,

Рос наш город у славного моря,

Как России надежный причал…

 

Валентина Якунина

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России»

 

…Своеобразным символом Волго-Дона стали впервые примененные именно на этой строй­ке невиданные доселе гигантские землеройные агрегаты - шагающие экскаваторы ЭШ-14/65. Их выпустили на знаменитом свердловском заводе - Уралмаше, под руководством началь­ника специального КБ этого завода, лауреата Сталинской премии Б.И. Сатовского. В по­пулярнейшем тогда журнале «Огонек» была опубликована фотография, на которой в ковше этого экскаватора-гиганта свободно разместил­ся автомо- биль «Победа». А другой фоторепор­тер усадил в ковш целый пионерский отряд...

Вот лишь несколько технических характе­ристик шагающего экскаватора. Длина стре­лы - 65 метров, глубина разработки грунта - до 45 метров, емкость ковша - 14 кубометров. Общая мощность 48 электромо- торов этой ма­шины - семь тысяч киловатт.

Перемещался эк­скаватор с помощью опорных гидравлических «лап». Внутри машины имелась собственная телефонная связь между обслуживавшими ее 17 рабочими. В смену экскаватор перемещал до пяти тысяч кубометров грунта.

Он заменял, таким образом, труд десяти тысяч землекопов. Интересно, что вездесущие журналисты под­считали тогда: при царе Петре I, ког­да была предпринята попытка строительства Волго-Донского канала между Иловлей и Ка­мышинкой, за три года было перемещено 650 тысяч кубометров земли, и работу эту - как известно, не доведенную до конца – выполня­ли 35 тысяч землекопов. Один только шагаю­щий экскаватор сделал бы этот объем работ за два месяца.

Экипаж первого в стране шагающего экска­ватора возглавил молодой инженер Анатолий Усков. За время работы на Волго-Доне экипаж экскаватора вырыл около трех миллионов кубометров земли. Цифра, почти равная всему объему земляных работ на строительстве Днеп­рогэса (там было перемещено 3,4 миллиона ку­бометров). Со стройки Волго-Дона Усков уехал с Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.

Всего же объем земляных работ на строи­тельстве Волго-Дона превысил 174 миллиона кубометров.

 

 

Источник: Вековая мечта становится явью [Текст] // Дон-река жизни.

Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России /

Н. Н. Редьков, Г. Л. Беленький, А. В. Огарев. – Ростов-н/Д, 2005. – С. 238-273.

Вверх 

 



 

 

Предыстория…

 

Осуществленная мечта. Немного истории

 

Идея соединения Волги с Доном уходит вглубь истории. Еще в 1697 году Петр I сделал попытку соединить Иловль - при­ток Дона с Камышинкой - притоком Волги. В 1699 - 1709 гг. была предпринята еще одна по­пытка прорыть канал, но уже по другой трассе. По этому каналу было пропущено лишь 300   мелких   судов. То, что было не под си­лу осуществить в царской России, было сделано в стране Советов. Уже в 1918 году по инициативе В. И. Ленина соединение Волги с До­ном было признано важ­ной государственной задачей. Гражданская вой­на, иностранная военная интервенция и возникшая вслед за этим необходи­мость восстановления на­родного хозяйства заста­вили отложить решение этой проблемы.

В дальнейшем изыска­тельские и проектные ра­боты проводились в годы первых пятилеток, но были прерваны Великой Отечественной войной.

Строительство канала началось в 1949 году. В декабре 1950 года Совет Министров СССР поста­новил сократить первона­чально намечавшийся срок скончания строительства на два года. Строители успешно справились с этой трудной задачей.

31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут воды Волги и Дона слились воеди­но. А 1 июня, в установ­ленный правительством срок, в шлюз Волго-Дон­ского канала вошли пер­вые суда. 27 июля 1952 года ка­нал был открыт для экс­плуатации.

Указом Пре­зидиума Верховного Сове­та СССР ему было при­своено имя В. И. Ленина.

…Одно из основных сооружений канала - Цимлянский гидроузел. В составе гидроузла 23 шлюза и другие гидротехнические соору­жения: гидро­электростанция, речной порт, шлюзы. Здесь встре­чаются суда  пяти  морей.

Огромный поток массо­вых грузов - угля, ме­талла, хлеба - из райо­нов Донбасса и Северно­го Кавказа идет водным путем непосредственно в промышленные районы Поволжья, Урала и центра России. В обратном на­правлении с верховьев Волги и Камы доставляются лес, химические удобре­ния, машины, оборудова­ние.

Речная сеть Западного и Волго-Камского бассей­нов соединилась через Азовское и Черное моря с водными путями Украи­ны, а через Дунай - с международными речными путями. Канал связал Бе­лое, Балтийское, Каспийское моря с Азовским и Черным в единую водно­транспортную систему.

 

Источник: Сидорков, И. Осуществленная мечта. Немного истории [Текст]/

И. Сидорков // Ленинец. – 1971. - 27 июля.

Вверх

 


  

Волго-Дон и Эйфелева башня

С широким развитием паро­вого судоходства в России постепенно создавались, техни­ческие предпосылки для нового этапа реализации идей Волго-Донского соединения, так как становилось ясно, что Волжско-Донская железная дорога (зна­менитая Петровская «переволо­ка»), снявшая на какое-то время остроту проблемы, в полном объе­ме заменить канал не может.

Следует отметить, что проек­тов и проектных предложений по строительству Волго-Донского канала только в течение XIX века и в первом десятилетии XX века насчитывалось около трех десят­ков. Их можно подразделить на три основные группы. Первая предусматривала со­единение Волги и Дона по водо­разделу между Доном и прито­ком Волги - Окой, а также между верхними притоками Дона и при­токами Оки.

Вторая группа проектов пред­полагала соединение Дона и Вол­ги в месте наибольшего сближе­ния этих рек. Поскольку «петров­ский» вариант соединения кана­лом рек Иловля и Камышинка был ранее отвергнут, некоторые разработчики предлагали иное решение - проложить канал между притоком Дона рекой Медведицей и непосредственно Волгой южнее Саратова. Наи­более реальным в этой группе проектов оставалось Волго-Дон­ское соединение в районе пре­жней переволоки (там, где про­ходила конно-железная дорога Дубовка - Качалинская) либо в районе между Царицыном и Ка­лачом, то есть примерно по ли­нии, проложенной в 1862 году железной дороги.

        Проект обеспе­чивал наиболее короткий водный путь из Азовского моря и Дона как на Нижнюю, так и на Среднюю порты Балтийского моря, Россия испытала большие трудности: для доставки угля из Донбасса при­ходилось на подводах доставлять его сначала к Дону у станицы Ме­лиховской, затем поднимать не­большими судами до Качалинс­кой, а далее снова на волах вез­ти к Волге. Построенная позже Волжско-Донская железная до­рога («переволока») проблему эту в полной мере не решила, а на­дежной системы железных дорог, соединявшей угольные районы Донбасса с центром страны, тог­да еще не существовало, да и зат­раты на доставку угля по желез­ной дороге были весьма суще­ственными. Уголь по Дону, Волге и Каме мог бы, кстати, получать и интенсивно развивавшийся тог­да индустриальный Урал. Поми­мо угля, поэтому же направле­нию велик был - и, что очень су­щественно, в обратном направ­лении - поток экспортных хлеб­ных грузов, а также крепежного и строительного леса для Юга стра­ны и Донбасса. Наконец, наличие канала между Доном и Волгой по­зволяло перегонять небольшие военные суда из Черного моря в Балтийское и наоборот. Вот по­чему Россия была весьма заинте­ресована в скорейшем решении проблемы Волго-Донского пути. Однако и другие страны про­являли интерес к этой проблеме, так как именно в 80-е годы резко увеличился экспорт Россией зер­на в Западную Европу, прежде всего в Англию, Италию и Фран­цию. Серьезным поставщиком зерна было Поволжье, и для дос­тавки его в порты Ростова и Та­ганрога - для дальнейшей от­правки морскими судами в Мар­сель, Гавр, Ливорно, Ливерпуль наиболее удобным и дешевым мог стать именно Волго-Донской вод­ный путь. Вот почему стали воз­никать концессионные предло­жения иностранных компаний, как правило, совместно с россий­скими предпринимателями и про­мышленниками - о строительстве Волго-Донского канала и шлюзо­вания Нижнего Дона.

Первым таким проектом ста­ло предложение «Франко-русского частного общества изысканий составления проекта Волгодонского канала», возглавлявше­еся инженером из Франции Леоном Дрю и крупным предприни­мателем, в то время председателем Ростовского Комитета торговли и мануфактур Петром Ро­мановичем Максимовым... В начале 1885 года Рос­товская городская дума ходатай­ствовала перед правительством «о признании соединения рек Волги и Дона делом государствен­ной важности». Первый вариант проекта канала был представлен Леоном Дрю в 1887 году. Интересно, что сегодня имя Леона Дрю мало кому известно. А вот другое - Александра Гюстава Эйфеля - знает практичес­ки каждый человек на планете - как автора удивительного инже­нерного творения - Эйфелевой башни в Париже. Между тем, у Волго-Дона и Эйфелевой баш­ни есть маленькая, но интерес­ная, объединяющая их деталь. Инженер Эйфель, друживший с Леоном Дрю, был привлечен к проектированию канала в дале­кой от Парижа степи между Вол­гой и Доном. И Эйфель, уже занятый в те годы работой по созда­нию своего самого знаменитого творения (башня была построе­на в 1889 году, к Всемирной вы­ставке в Париже), дал, тем не менее, согласие на участие в ра­ботах. Будь этот проект принят - как знать, может быть, сегодня мы называли бы Волго-Донской канал Эйфелевым...

Интересно, что в 1906 году французы еще раз попытались вступить в концессию на строительство Волго-Донского канала, разговоры о необходимости постройки которого вновь возобно­вились в начале XX века. Проект был представлен близкими к царскому двору камергером П. Лыжиным и князем Н. Щер- бато­вым. Оба они были уполномоченными влиятельных французс­ких банков. Правительство, однако, не поддержало этого пред­ложения, так как его осуществление потребовало бы получения дополнительных значительных займов из Франции, а у России тогда и так уже было много долгов, расплачиваться по которым приходилось с большими процентами.

 

Источник: Чалых, А. Волго-Дон и Эйфелева башня [Текст] / А.Чалых // Веч. Волгодонск. – 2007. – 8 сент. – С. 2

 

Полный текст…(ссылка) http://sarkel.ru/istoriya/istoriya_kazachestva/varianty_soedineniya_volgi_i_dona">

Вверх

 



 

Переселение…

  

От Волги до Дона шумят ковыли

 

…А началось все в 1949 г., когда между Волгой и До­ном развернулось грандиозное строительство канала, соединившего в одну водную артерию две великие рус­ские реки. В апреле 1950 г. был заложен  поселок эксплуатационников, которому суждено было вскоре стать городом Волгодонском.

Своим рождением город обязан первой послевоенной стройке коммунизма – сооружению Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина.

 

  С 1949 по 1952 год развернулось строительство Волго-Донского канала и его основного сооружения – Цимлянского гидроузла.

 

  21 сентября 1951 года было перекрыто русло Дона, и началось заполнение искусственного моря.

 

 

  31 мая 1952 года осуществилась вековая мечта русского народа – соединение Волги с Доном.

 

  27 июля 1952 судоходный канал был торжественно открыт, ему было присвоено имя В. И. Ленина….

 

Предварительная инженерно-геологическая разведка была проведена восьмой экспедицией «Гидропроекта» летом 1949 года. Вся территория, отводившаяся под поселок, была свободна от застроек и принадлежала колхозам имени 26 бакинских комиссаров и имени Черникова Романов ского района, а затем правительством была передана для строительства Цимлянского гидроузла.

Генеральный план и детальный проект планировки поселка подписали начальник и главный инженер «Гидропроекта» Жук, начальник бюро гражданских и промышленных сооружений Марсов, главный архитектор Волго-Донского водного пути Якубов, главный инженер проекта Перегудов в городе Саратове в 1950 году.

16 марта 1947 года вышло Постановление Со­вета Министров СССР о начале проектно-изыскательских работ по Волго-Донскому водному пути. А почти через год Сталин подписал Постановление о строительстве Волго-Донского водного пути. Зона строительства канала и других гидротех­нических объектов охватила территории от Красноармейска (сейчас район Волгограда) до Большой Орловки (Ростовская область). Под затопление пошло 149 хуторов и казачьих станиц. К. И. Смирнов, руководитель рабочей группы проектирования строительства Цимлянского гид­роузла института «Гидропроект», писал: «В жаркий полдень 1948 года на малом кургане над Доном стояла группа инженеров с академиком Сергеем Яковлевичем Жуком во главе. Стояла и смотрела на выбранный створ гидроузла и определяла новое место для станицы Цимлянской».

 

…Радио, газеты, заезжие лекторы говорили о торжестве человека над природой, о перспективах, которые откроются перед жителями здешних мест, о новых растениях, что зацветут на орошённой земле, всплывали пугающие слова: «зона затопления», «переноска берегов», «эвакуация»...

И вот новость: срочное переселение. Завтра же начнётся опись построек. Леса и сады на берегах и островах - рубить. Весной сдать государству «чис­тое дно».

Ростовский «Облархпроект» по заданию об­лисполкома откомандировал группы геодезистов, геологов, гидрологов, проектировщиков, санврачей, которые планировали улицы новых посёлков у бе­регов нового моря. В состав комиссий входили и местные жители, которых рекомендовали в сельских советах и правлениях колхозов.

 

Станица Красный Яр также попала в зону затоп­ления. Вначале станичникам предложили переселяться в хутор Ясырев Романовского (ныне Волго­донского) района. Но им не понравилось это место: далеко от Дона. На общем собрании жителей решили переселиться в хутор Мокро-Солёный, но потом передумали и выбрали новое место жительства в хуторе Добровольском Романовского района. По словам И. И. Шеремета, до конца жители Красного Яра не верили, что все станицы и хутора будут пе­реселены, что Дон будет перегорожен плотиной и образуется водохранилище, что вода поднимется до 20 метров. Они говорили, что у «большевиков в носу сыро, чтобы остановить Дон». Но переселяться пришлось. Переселение проводилось в сентябре-октябре 1949 года. Первым получил акт о пересе­лении И. Ф. Предков. Его дом и сейчас служит правда, новым хозяевам. Чтобы перевезти дом с пожитками, надо нанимать машину или другую технику. «Рейс от Красного Яра до Добровольского стоил 100 рублей, но техники не хватало, а холода подгоняли станичников, и многие платили по 200 и даже по 400 рублей. До переселения в станице было 223 дома, в том числе здание сельского совета, противочумный пункт, «Заготзерно», молокозавод, здравпункт, почта, ветлечебница, магазин и другие. В хутор Добровольский перевезены 137 собственных домовладений. 71 семья переселилась в Романов­скую, в Цимлянск, Зимовники, Солёновскую и даже в Ростов. Здание школы увезено в хутор Семёнкин. Некоторые дома были проданы», - продолжает Шеремет. Он же записал рассказ своей землячки, Марфы Николаевны Сулацковой: «Когда в 1949 го­ду началось переселение, у меня уже было двое детей. Мы с мужем Владимиром Иосифовичем пере­возились на «Шкоде» - очень длинная машина. Нас перевезли и показали место. Там было совершенно пусто, только вбит колышек и написана наша фами­лия. Мы на скорую руку сделали сарай из звеньев плетёной лозы, обмазали их глиной и так в нём жили, пока не сделали дом».

Когда переселение людей из Красного Яра было завершено, начали перезахоронение кладбища и братской могилы. Это было уже в 1951 году.

В докладной записке заведующего областным переселенческим отделом И. Пластуна от 20 мая 1951 года читаем: «Переселившиеся граждане из зоны Цимлянского водохранилища на новом месте в весенний и осенний период проводили посадку фруктовых и декоративных деревьев во дворах, озе­леняли улицы, в 19 населённых пунктах начали за­кладку парков. Всего за прошедший год посажено ... 17 тысяч штук фруктовых и декоративных деревьев. ...Переселившиеся колхозы Цимлянского района заложили 90,8 га виноградников».

Худяковы отмечают, что, несмотря на близость лагерей, ни воровства, ни убийств не было. А некоторые бараки, где жили заключённые, до сих пор сохранились. Там сейчас располагаются склады Цимлянской ковровой фабрики. А в это же время «морская чаша» приводилась в санитарно-гигиеническое состояние. С шестисот­ки- лометровой линии волнобоя спешно вывозились скотомогильники и людские кладбища. «Стали на колёса» и памятники древности. Развалины хазар­ского городища Саркел, которые, не будь Волго-Дона, ещё сотни лет лежали бы едва тронутыми, оперативно извлекались со дна. Случалось, из спрессованных временем откосов экскаватор выворачивал двухметровую кость или чёркал, как по камню, по жёлтому огромному позвон­ку. Иное крошилось ударом неосторожной техники, другое, незамеченное, опять заваливалось песком, чтобы потом уйти под воду…

 

Переселение Цимлянской проходило сверхско­ростным методом. Новое место для станицы выбрали над обрывами близ плотины. Его рассчитывали пока­зывать туристам и заранее за счёт гидроузла отстрои­ли посёлок гидростроителей - с парками, стадионом, театром. Административные здания были украшены барельефами и колоннами, на широких приморских улицах разбросались коттеджи, каждый с балкончи­ком, верандой и разбитыми во дворах клумбами. Из ротонды, по замыслу архитекторов, Сталин должен был смотреть на рукотворное море (он, по рассказам местных жителей, обещал приехать на открытие Цимлянского гидроузла, да так и не приехал).

 

…Сухая степь уходила под водяную толщу вместе с норами степных зверьков. Сверху плыли захлебнувшиеся суслики, хомяки, кроты, змеи. Их приби­вало к берегам, к плотине, стаи ворон, коршунов и орлов выхватывали добычу. «А мы голыми руками, - вспоминает Владимир Иванович Рожков, - ловим осетров, они пытались, как раньше, пройти в верховья Дона метать икру... Но самое яркое впечатление, когда под воду ушли старые виноградные подвалы, в которых, по легенде, бывал Пётр I, станица Потём­кинская, бывшая Зимовейская, - родина Емельяна Пугачёва. Казаки гутарили о начальстве: «Раз это не пожалели, так чего ж им нас-то жалеть!» На посадку виноградников отправляли всех, от мала до велика. И все с болью вспоминали о тех виноградниках, которые были выкорчеваны или остались на дне моря. Владимир Иванович Рожков рассказал нам о прекрасном сорте «Кумшат» - его выращивали только в наших краях... В книге Н. П. Сивашова «Их истории не будет конца» есть такие сведения: «Прославился наш край ещё и тем, что энциклопедист донского винограда цимлянин Леонид Карлович Гельбрехт при строительстве гид­роузла впервые в мировой практике перенёс из зоны затопления всю свою бесценную коллекцию более чем в 500 сортов винограда. На северной окраине перенесённой станицы Цимлянской (ныне город Цимлянск) он основал опорный пункт Всероссий­ского научно-исследовательского института виног­радарства и виноделия. Этот уникальный опыт по переносу в самые кратчайшие сроки ценных сортов винограда с таких огромных площадей никто больше в мире не повторил».

Старожилы вспоминают и о том, что недалеко от станицы Хорошевской был томатоварочный завод. Томаты заливали в специальные бочки и баржами отправляли в Ростов для дальнейшей переработки. Сырьё производилось в придонской пойме. При со­оружении гидроузла завод перенесли в Багаевскую: пойма стала дном моря.

…от Л. В. Пименовой и А. Т. Андрияновой, переселенок из станицы Баклановской и хутора Алдобульского Дубовского района, нам стало известно, что в их посёлках пробурили водоносные скважины, а вода в них оказалась непригодной для питья. И воду жителям приходилось возить в бочке на конной тяге из соседних станиц. Причём эти же очевидцы утверждают, что такое положение было и в других станицах. Жителям приходилось копать бассейны для хранения питьевой воды, предварительно за­цементировав их. А между тем раньше, по рассказам старожилов, по балкам было много колодцев с чистой водой, много родников.

 

В колодцах вода стояла на рассто­янии одного метра от поверхности земли, а теперь, на новом месте, - на глубине от 10 метров и глубже, да и для питья она непригодна.

…в станицах и хуторах не было здоровых и сильных мужчин: кто погиб на фронте, кто пришёл изра­ненный. А ведь в большей степени именно в этом кроется причина недостатка плотников, да и вообще рабочих рук...

 

…27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие Волго-Донского судоходного канала имени Ленина. От Волги до Дона пошли корабли! А на мес­те 149 хуторов и станиц, на месте заливных лугов, ковыльных степей и лесных массивов раскинулось Цимлянское море.

 

Источник: Сигачев, В. От Волги до Дона шумят ковыли…[Текст] / В. Сигачев // Дон. временник: краевед. библиотечно-библиогр. журнал. – 2008. – С. 151-154

 

Полный текст…(ссылка) http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=895

 

 

 Вверх

 



 

 

Воспоминания первостроителей…

 

Слава и жертвы Волго-Донского канала. Тайны Волго-Дона

 

-  В 1918-м? Официаль­ной датой строительства канала считается 1948 год.

-  В том-то и дело, что из­вестна только официальная история Волго-Дона. И во всех справочниках написано, что работы начались только после войны, а руководил ими известный гидротехник Сергей Жук. Хотя в основу его проекта во многом лег­ли разработки другого выда­ющегося инженера - Анатолия Аксамитного, имя кото­рого незаслуженно забыто. А ведь именно он в мае 1918-го представил идею соеди­нения Волги и Дона и Совет народных комиссаров при­нял решение о выделении денег. Только представьте: в стране бушует Гражданс­кая война, а группа инжене­ров отправляется воплощать в жизнь проект века. На Дону их арестовывают бе­лые, но, узнав, что те рабо­тают над самым великим техническим проектом в ис­тории страны, отпускают. Потом в Царицыне группу задерживают красные и де­мобилизуют «интеллиген­тов» на фронт. С горем по­полам исследовательские работы продолжаются. К на­чалу тридцатых Аксамитный уже был готов приступать к строительству, но тут НКВД начало массово затевать дела о «вредительстве». И двадцать инженеров вместе с Аксамитным оказались в камере. Расследовавшие дело чекисты констатирова­ли, что строительство кана­ла в настоящий момент яв­ляется вредительством, так как подрывает экономичес­кую базу социализма. Соот­ветствующие документы я нашел в архивах ФСБ - чи­тать их сегодня страшно. Вообще строительство Вол­го-Донского канала - это ил­люстрация всех трагических пово- ротов нашей истории. Вот скажите, кто рыл канал?

Как значится в спра­вочниках, вернувшиеся с войны коммунисты и ком­сомольцы - работы назы­вались ударной стройкой. Добровольцев там было мало. Строительство осуще­ствлялось в основном сила­ми заключенных. Для этого в НКВД специально было со­здано управление «Волгодонстрой».  120 тысяч зеков под охраной пяти тысяч кон­воиров работали день и ночь. Правда, надо все же отметить, что по сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, который описывал Солженицын, у нас все же было менее ужасно, чем там: при строительстве Вол­го-Дона умерло не более полутора тысяч человек. Не­много лучше других чувство­вали себя пленные немцы, которых также пригнали рыть канал. Есть воспомина­ния некоего Эрвина Франца, перед самым концом войны мальчишкой мобилизовав­шегося в СС и после плене­ния оказавшегося на стройке как в лагере всем заправля­ли уголовники, царила поно­жовщина, а администрация требовала лишь выполнения производственных норм. Кстати, в восьмидесятые годы постаревший Франц специально приехал в СССР, чтобы пройти по Волго-Дону. Больше всего его тог­да поразили покосившиеся хибарки, некогда построен­ные для «канал армейцев». Бывший военнопленный не верил, что в них до сих пор могут жить люди.

 

…И сегодня, проходя по каналу; отмечаешь всю грандиозность строительства. Не даром Жак-Ив Кусто, увидев Волго-Дон, назвал его восьмым чудом света. С другой стороны Цимлянское водохранилище привело к потере огромных площадей пехотных земель.

Пришли переселять 1400 хуторов и станиц, которые позже ушли под воду.

В вашей книге отдельно рассказывается о том, как жили nepecеленцы: «в большинстве населенных пунктов не было питьевой воды, и сельсоветы не строят общественных колодцев: Тоже документы из закрытых архивов?

- Я постарался привести материалы партийных органов, МВД, местных советов, фотохронику, чтоб рассказ о строительстве каналов получился максимально документальным! Для исследователя важен любой факт, тем более pанее неизвестный. Кстати, заодно удалось раскопать, совсем, уж курьезный случай.

 

Даже в энциклопедии всегда указывалось, что первым по открытому 3 мая 1952 года каналу прошел теплоход «Иосиф Сталин» - даже марка была выпущена в честь этого. На самом деле все не так. «Сталина» действительно готовили в качестве первопроходца, на его борту среди пассажиров находились известные люди. Перед самыми шлюзами писатель Борис Полевой, автор знаменитой «Повести о настоящем человеке» умудрился устроить в каюте пожар. Часть корабля выгорела, огонь с трудом потушили. И вместо «Сталина» по каналу направили теплоход «Cepreй Киров», который, к изумлению толпы, и пришел к пристани. Так что первым на Волго-Доне «вождь народов» не стал…

 

Источник: Слава и жертвы Волго-Донского канала.

Тайны Волго-Дона [Текст] // Волг. правда. – 2011. – 12 июля. – С. 3

 

 

 

Вверх

 


 

Тридцать шлюзований за смену

 

Первый пароход, кото­рый прошел через шлюзы, назывался «Сергей Киров». Несколько позднее у нас шлюзовался пароход «По­беда», на котором экскур­сию по Волго-Донскому ка­налу совершала дочь Стали­на Светлана со своим мужем. С первых же месяцев объем работы на шлюзах был огромный - за одну смену,  часов, мы про­водили до тридцати шлюзо­ваний. В основном это были  грузовые суда и самоходные баржи. Много проходило и пассажирских пароходов, ведь людям было интересно посмотреть знаменитый Волго-Донской канал.

 

Харитонов И. Д., бывший начальник вахты шлюза N 14, старожил  города.

 

Источник: Харитонов, И. Тридцать шлюзований за смену [Текст]/

И. Харитонов // Веч. Волгодонск. – 1998. – 1 апр. – С. 2

 

Вверх


 

Где правда,  где вымысел? Шесть вопросов ветерану сооружения Волго-Дона, почетному гражданину города Георгию Шпаченко.

 

Действительно ли эта стройка была первой ком­сомольской?

- Строительство Цим­лянского гидроузла, хотя и называлось «Первой строй­кой коммунизма», конечно же, не было первой комсо­мольской стройкой, как некоторые пишут. И гидро­сооружения, и город до пе­реулка Донского возводило МВД. В «пик» строительст­ва здесь было 70 тысяч за­ключенных и 30 тысяч вольнонаемных, в том чис­ле 3,5 тысячи комсомоль­цев — это в основном сол­даты охраны, а также механизаторы, водители... В Цимлянске живет В. Бодаев - бывший заме­ститель начальника полит­отдела по комсомолу, а в Волгодонске - Г. Аджигитов, бывший секретарь управленческой комсомоль­ской организации. Здравст­вует В. Храмов, награжденный Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

- Кто же был среди за­ключенных?

- Заключенные на стро­ительстве были в основном осуждены за политическую агитацию против Совет­ской власти и за хищение социалистической собст­венности.

Многим почему-то не ве­рится, что заключенные работали с большим энту­зиазмом. Но это было именно так. Трудовое со­ревнование было настоя­щим, не для галочки. Сти­мулом служил зачет срока. Если заключенный выпол­нял норму на 125 процен­тов и больше, ему каждый день пребывания засчиты­вался за три дня. А так как у большинства срок был 10 лет, то после окончания строительства Цимлянско­го гидроузла заканчивался и срок заключения. Многим донской край настоль­ко понравился, что они остались в Волгодонске.

- Некоторые стараются сейчас доказать, что пло­тина и начало нашего го­рода построены на костях заключенных...

- Это неверно. Прежде всего, хочу сказать о вза­имоотношениях вольнона­емных и заключенных. Они были доброжелательными. Из вольнонаемных за все время строительства не был убит ни один человек.

- Были ли умышленные убийства среди заключен­ных?

- Да, были, но мизер­ное количество. За все го­ды, с 1949 по 1954, не бо­лее полутора десятков.

- Была ли смертность от недоедания, дистрофии?

- Нет и еще раз нет. Заключенных кормили не­плохо, автор этих строк не раз, когда не было времени отлучиться, обедал в бригадах и качеством приго­товленных блюд был дово­лен. Заключенные имели возможность в лагере в ларьке дополнительно (по безналичному расчету) ку­пить колбасу, масло, сахар, хлеб и т. д. У каждого на счету было достаточно денег.

А естественная смерт­ность в процентном отно­шении была такая же, как у вольнонаемных.

Конечно, жилищные ус­ловия заключенных были не из хороших - полузем­ляные двухъярусные бара­ки, и содержались они не всегда в чистоте. Клубы в зоне были плохо оборудо­ваны.

- Нужно ли было стро­ить Цимлянскую ГЭС и су­доходный канал?

- Тот, кому сейчас за шестьдесят и он жил в этих местах, скажет: «Без­условно, надо!» То, что было и что теперь стало, от­личается, как земля от не­ба. И я думаю, что затра­ты на эти сооружения дав­но возвращены государству с лихвой. Конечно, поймы Дона жалко. Она приноси­ла много радости живу­щим непосредственно на реке, но их было не так много. А весь район был не только глубинкой, это был край с вечно выжженны­ми полями.

А сейчас от Волгодонска до Ростова все левобере­жье покрылось садами, ви­ноградниками, овощными плантациями. Дело дру­гое - как хозяйничать при созданных условиях. Ведь «ворота изобилия», как ко­гда-то называли Волгодонск, обязаны были дать действительное изобилие продуктов питания для че­ловека. Этого пока не на­ступило, и виноваты не строители, а все мы, здесь живущие.

 

Источник: Где правда, а где вымысел? Шесть вопросов ветерану сооружения Волго-Дона, почетному гражданину

города Георгию Шпаченко [Текст] // «Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1989. – 2 ноября.

 Вверх

 


Из отряда первостроителей.

 

…Говорят, когда Сталин огла­сил желаемые сроки одной из послевоенных строек, ее началь­ник воскликнул: «Невозмож­но!». На что «вождь народов» невозмутимо заметил: «Совет­ский человек может все». Запад­ные аналитики считали, что на восстановление экономики пос­ле Второй Мировой войны Союзу потребуется не меньше 20 лет. Мы справились менее чем за 10. Советский человек смог - ценой немыслимых усилий, голода в деревне, во многом - благодаря дармовому труду заключенных Гулага, но прежде всего - из-за своего патриотизма.

Наш город, канал Волга-Дон, Цимлянская ГЭС - все это дети­ща тех лет. С каждым годом все меньше остается людей, которые принимали участие в этих строй­ках. Павлу Андреевечу Зубкову недавно исполнилось 80. Родил­ся он в маленькой донской ста­нице, во время войны был зенит­чиком, дошел до Берлина, Праги и Вены, а в 1949 году начал работать шофером на строительстве Цимлянской ГЭС. Успел потру­диться и в третьем районе, где строилась сама ГЭС, и на шлюзах, и на прокладке канала.

Цимлянская ГЭС тогда была од­ной из самых масштабных строек в стране - для нее не жалели ни людей, ни машин. Несмотря на дефицит автомобилей, у строите­лей была самая новая техника - Павел Андреевич одним из пер­вых испытал новинку советского автопрома - пятитонный дизель­ный МАЗ-205. Поговаривали, что стройкой интересуется сам Ста­лин. Большой поклонник Петра I, генералиссимус хотел закончить начинание императо­ра - соединить две великие реки: Волгу и Дон. Впрочем, простых работяг культ личности не интере­совал.

- Мы не говорили о Сталине, - вспоминает П. А. Зубков, - знали, что он одобрил проект, и все. Работали, прежде всего, за Родину, был патриотизм, была идея. Так же, как и на войне: да, мы все кричали, когда шли в атаку: «За Родину, за Сталина!», время было такое; но воевали-то за Родину, а не за Сталина. Работали действительно на износ - по 12 часов в сутки, а иног­да и больше. Ближе к концу строительства между 14 и 15 шлюза­ми возникли проблемы с выем­кой грунта. А это грозило срывом сроков. На объект приехало на­чальство - главный инженер стро­ительства Разин приказал сроч­но перемычку убрать. Тогда Па­вел Зубков предложил решение: объединить бригады водителей, экскаваторщиков и бульдозерис­тов и расчистить дорогу для луч­шей проходимости (пыль на стройке была такая, что быстро ездить было очень тяжело). В результате грузовики на ровных участках гоняли со скоростью до 100 км/ч. При норме в полторы тысячи кубов грунта, водители пе­ревозили за смену до трех тысяч.

Пресса немедленно окрестила такие темпы стахановскими, но, зная правду о Стаханове (норму которого выполняла вся бригада), будет намного справедливей на­звать их «зубковскими». Работу завершили на 5 дней раньше сро­ка, вся бригада получила премию, а Павел Зубков как автор идеи стал кавалером ордена Ленина.

Ни для кого уже не секрет, что Цимлянскую ГЭС (как, впрочем, и все объекты того времени) стро­или и заключенные. Машин не хватало, и ручной труд был двига­телем стройки. По словам Павла Андреевича, зеки и свободные сосуществовали вполне мирно…

…Но в большинстве своем ра­ботали зэки вовсе не из-под пал­ки. Трудились с энтузиазмом, при­чем неподдельным, так же, как и вольнонаемные рвались восстанавливать страну. К тому же день на стройке шел за три, а от выработки зависел размер про­дуктового пайка (так называе­мая ТУФТА - точный учет эффек­тивности труда). Кто-то получил досрочное освобождение и даже медали за трудовые успе­хи…

 

Источник: Куцык, Ю. Из отряда первостроителей [Текст]: [о строительстве Цимлянского гидроузла;

о первостроителе П. А. Зубкове] / Ю. Куцык // Веч. Волгодонск. – 2005. – 23 июля. – С. 3.

Вверх

 


 

Цимлянское горе

 

…Собственными ушами слышала, как не так уж и давно радио бархатно-холодным голосом диктора говорило: «На стройках социализма труд заключенных не исполь­зуется». Фраза потянула за собой паутину детских воспоминаний.

...Полынно-солнечное «предместье» Волгодонска. Автобусные остановки и сейчас еще сохраняют поэтику труда «Экскаваторная», чуть даль­ше - «Бетонный». Так вот, Экскаваторная - три домика дорожного ремонтного ведомства - вокруг степь с кузнечиками, полдень и дамба, за которой море Цимлянское. Вернее, котлован, выры­тый подневольными людьми. Но к морю еще надо подниматься, а пока в нескольких метрах от дома детским любопытством найдены два огромных це­ментных «дзота», врытые в землю - метра три в диаметре и полтора в высоту, вернее - вглубь земли. Или огромными они казались «ввиду малости лет»? Бабушка на вопросы отвечала коротко: «Ка­пусту зэкам солить». А потом как-то повела смо­треть карцер. Дом от дамбы отделял цветущий сад. Посреди всех этих ароматов и пенных кружев деревьев, стоял карцер — все остальное было уничтожено и только эта каморка, с торчащей ар­матурой, не поддавалась ни ударам чугунной «дуры» подъемного крана, ни «естественным процессам». Он и сейчас там стоит - черным остовом тюремно­го корабля среди белоснежного сада. Впрочем, сад выкорчевали, а землю Лопахины разбили на дачные участки.

И еще дети ужасным шепотом рассказывали друг другу, что в цементе дамбы замурованы люди - когда вырыли море, они стали не нужны. И что все дно моря устлано костями и о кости же пле­щется...

 

Начальник милиции

- Скажите, Илья Иванович, правда ли, что дамбы и море на костях стоят? (Теперь, спустя не­сколько лет после детства, можно об этом спро­сить). В пятидесятые годы Илья Иванович Мироненко занимал должность начальника Волгодонского городского отдела милиции, сначала в звании майора, потом подполковника.

«Карцеры были только при лагерях для особо опасных рецидивистов, которые и сами не хотели работать и провокациями занимались, и подчиняться не желали. А лагеря тянулись вдоль теперешней дамбы от оросительного канала и до самой Цимлы - это четыре или пять лагерей. И под конвоем работали, и расконвоированные работали, и вольно­наемные строители работали. Все строительство подчинялось райцентру - в Романовской станице. Бесконвойных было больше тридцати тысяч. Поли­тические? Нет, политических не было - только уголовники. Большинство людей работало хорошо и они отмечены даже правительственными награ­дами - орденом Красной Звезды и Трудового Крас­ного Знамени. Особый отдел был - для выявле­ния антисоветского контингента, шпионов.

Жили,   конечно,   не сравнить с  тем,  как сегодня живем. Хибары были турлучные, набивные стены - значит - глина с соломой. И бараки деревянные - из отходов леса. Для начальников управления и руко­водителей жилье, конечно, было получше. И управление строительством было капитальное. А в Соленом на железной дороге построили деревянную станцию - бутафорскую, вроде игрушечной - для встречи Сталина. Но он так и не приехал, а стан­цию постепенно разорили. Как говорите - потем­кинская? Да нет - «потемкинские деревни», я считаю, не совсем правильное выражение. Это нам так преподнесли. И Потемкин человек с головой был. Но вот прижились - потемкинские, и все тут!

За что сидели? Женщины, в основном, за спекуляцию. Чем спекулировали? Да сейчас бы и не смо­трели на такое. А тогда - хлеб, зерно, иголки, штаны, платье - проблема! Тогда все дефици­том было. Много за колоски сидело. Был такой указ от 7 августа о мелких кражах. За мошенничество сидели, да много за что сидели, только  58-й статьи не было. Да что ж вы  хотите - если бы тогда люди знали, что их напрасно аресто­вывают и напрасно расстреливают. Но это все было завуалировано! Ведь даже Барабанова - начальника управления, хотели... Барабанов - человек неглу­пый, эрудирован во всех отношениях. Деньги он платил хорошие, и заключенные много зарабатыва­ли. Лагерным, конечно, платили меньше, но пла­тили. Ведь даже начальника стройки Барабанова судить хотели, перерасходов было прилично. Но Сталин с учетом того, что построили море быстро и неплохо, простил его. Перерасходы были, но вре­дительства же не было! Все дело-то в технологии строительства объекта - вот намыть плотины - можно так намыть, что через год - до свиданья города и хаты. Неверную технологию можно было обернуть как вредительство.

- А что на костях строили и в бетон замуровывали - глупость. Было дело - в старом русле Дона делали   отвод, баржа стояла там, и случился по­жар - человек сорок охранников, живших на бар­же, погибло...

Другие происшествия были из-за пьянства и разгульностей... А в остальном... Шульженко даже при­езжала, хор имени Веревки, а также Козловский Иван Семенович и Рашид Бейбутов - большой певец был...».

Другая встреча - другие воспоминания. «Только, детка, без всяких фамилий, никаких имен, вам не понять того времени», - и из глаз женщины не­произвольно начинают катиться слезы. И сразу тороплюсь: «Хорошо, хорошо, только один вопрос: «Политические строили: Цимлянское море?» «Конеч­но, я в лагере работала как вольнонаемная - зуб­ным врачом. И очень прекрасно помню одного журналиста. Он сел как политический - не тот анекдот рассказал. И его круга человек был - лет­чик. До самого Берлина дошел, а позже он с друзья­ми гулял в ресторане, и у них даже не спор, а про­сто разговор вышел - кто, мол, войну выиграл и где теперь маршал Жуков празднует? На сле­дующий день летчика забрали. И многих других политических я знала лично».

Другая встреча - другая женщина. Наколка «Мэри» сжата морщинами руки - идет время. Только, сорок лет назад, она была Марусей Еремченко, сейчас - Клименко Мария Максимовна.

 

Бывшая  заключенная

…Строили Цимлу абсолютно все. И  полити­ческие, и уголовники, и по указу о хищениях колхозного и государственного имущества (58 статья, 59,  147,  123). Меня посадили за неправильное оформление бумаг - как за растрату. Бригадир взял законное, но не расписался. Меня и посадили за то, что он не рас­писался. И Михайличенко Андрей, секретарь пар­тийной организации колхоза «Светлый путь», к тому же зуб на меня имел...

16 апреля судили, а в мае нас уже в трюм баржи посадили. Темно не было, по­тому что верхний люк днем открывали, но и не ви­дать ничего, и мы парашу приловчились выносить - пустую, чтобы узнать, где плывем. 16 мая прибыли в Соленый. Как раз, где «Экскаваторная» - мужской и женский лагеря были. В шесть подъем, завтрак, полвосьмого на работу. Делали все: и на вырубку леса ходили и землю рыли.  Я была штукатуром второго разряда.  Кормили сначала плохо, а после комиссии из Москвы - лучше: борщ давать стали, и  кашу и рыба была повседневно. После 33-го и 36-го годов вообще неплохо было.

Зарабатывали мало. Я приспособилась - юбки кроила, деньги давали и за завивку тоже платили. У нас три литовки сидели - у них и научилась ли­товскую завивку делать - на тряпочки волосы накручиваешь, выкладку сделаешь, красиво получа­ется. Сутки училась.

 

Почетный  строитель

…Когда встретилась с почетным строителем почетным гражданином города Волгодонска Георгием Евдокимовичем Шпаченко, услышала: «Поздно пришли - Иванова уже нет. Шевченко нет - умерли...» Георгий  Евдокимович работал старшим прорабом в то известное нам по учебникам и одновре­менно совершенно не известное время, затем глав­ным инженером строительства правобережной пло­тины. Его воспоминания выходили в августовском «Доне» в 77-м году «Разбуженная степь». «Скажите, такой ли уж комсомольской стройкой она была?» «Комсомольцев на стройке было немногим боль­ше 3-х тысяч человек, заключенных - 70 тысяч, а вольнонаёмных - 30 тысяч.

Да народ здесь, в основном, ско­товодством только и занимался, и питались одним мясом, что такое огурец и как его есть - не знали. Наша семья, например, в неделю съедала килограмм двадцать баранины. Ничего больше не было. Мясо да мука. Мы дали влагу! Вы не пред­ставляете себе, как ликовали люди! Стали бахчи появляться, капуста, помидоры, сады. Все лево­бережье - от Волгодонска до Ростова - как полная корзина фруктов и овощей... Цимлу так и называли - ворота изобилия. Так что гидроузел оку­пил себя десятки раз. Единственное, что мне жал­ко, так это лес, который выкорчевали и под воду который ушел. Да, 30 га пропало... Но оживили все! И 27 июля 1952 года - это было торжество и празднично!

Да, Сталинградский, Каховский, Куйбышевский гидроузлы уже вольнонаемные строили, а Цимлян­ский - политзаключенные. Особенно много среди за­ключенных было военных: «неверие в нашу армию», «восхваление западной техники», «сдался в плен»... Сидели во множестве за анекдоты. Статьи были строгие, но они, же и навели порядок в государстве. И мы сейчас, критикуя то время, должны критиковать, исходя из условий тогдашней жизни, и пом­нить, что анархия никогда не была матерью по­рядка.

Жили нормально - с голоду никто не умирал, дистрофии не было. Не сравнить, как в Великую Оте­чественную войну - и пухли, и умирали, особенно в стройбатах. И отношения между вольнонаемными и заключенными человеческие были. С конца 51 до 52 года - ни одной насильственной смерти вольнонаемного не было. Один инженер умер - на него доска упала, и двое рабочих утонули.

Когда рассказываешь про энтузиазм строителей моря - почему-то не верят... Об энтузиазме надо знать всю правду. Заключенные работали с огонь­ком, потому что каждый отработанный день засчи­тывали за три дня (если норму выполняли на 120 процентов), и день за два (если на 110 процентов). Кому свободы не хочется? А почти все имели срок - десять лет. Получалось так - кончается стройка - кончается срок. Это было хорошим стимулом. И Волгодонск возник как поселение освобождавшихся. Разговоры про голод - брехня. Люди отсюда уез­жали с карманами, набитыми деньгами. И на сбер­книжки клали. Заключенные могли дополнительно покупать по безналичному расчету масло, колбасу, хлеб, сахар и многое другое.

Да с 47-го карточки отменили! Вот так и по­строили. А знаете, какая поговорка в ходу была? «Если бы не туфта и аммонал, не был бы построен «Беломорканал». Ваше-то поколение и что такое «туфта» не знает... Точный учет Фиктивности Тру­да. Аммонал? Аммонал - это взрывчатка.

А сейчас у меня обязательство    перед собой  - к юбилею Волгодонска написать 52 очерка. В году 52 недели - в неделю по одному очерку. Счи­таю, что уж кого-кого, а память трех героев увеко­вечить надо. Это Барабанова Василия Гавриловича - начальника строительства, героя романа Ажаева «Далеко от Москвы» - только там он выведен под именем Батманова и не гидроузел строился, а нефтепровод на Дальнем Востоке.

- Это - Жук Сергей Яковлевич - академик, член-корреспондент АН СССР, автор проекта, лау­реат Государственной премии.

- Это - Николай Васильевич Разин - главный инженер  строительства Цимлянского  гидроузла.

Их уже нет в живых, но долги отдавать надо.

 

Источник: Пилипенко, Г. Цимлянское горе [Текст] / Г. Пилипенко// Комсомолец. – 1990. – 7 марта. – С. 4-5.

Вверх

 


 

25 сгорели заживо, 30 - спаслись. Старожил о «белых пятнах» в истории города Волгодонска.

 

Не могу быть равнодушным, ког­да печатаются извращенные факты о строительстве Цимлян­ского гидроузла. В опубликован­ной в «Вечерке» статье «Градо­образующая скульптура» («ВВ» № 70 от 21.03.2006 г.) - опять попытки  опорочить тот период. Автор утверждает, что «рабо­чие поселки того времени были просто лагеря заключенных». На самом деле были временные по­селки Шлюзы и Ново-Соленое, ко­торые со временем были ликвидированы, а их жители пересе­лены в Волгодонск. Прожива­ли в этих поселках вольнона­емные специалисты, которые приехали со всех концов на­шей страны. Поселок Ново-Соленое был хорошо благоус­троен, он был цен­тром стройки. Никакой лагер­ной жизни, никакой проволо­ки не было.

Капитально строился поселок Эксплуатацион­ный, который в 1956 году был преобразован в город Волгодонск.

Лагеря заключенных тоже были, но никакого от­ношения к «Пятому» они не имеют - у них были совсем другие номера. К сведению автора статьи: название «Пятый» возникло по рас­положению 5-го строительного района, который занимался стро­ительством дорог. Его контора была расположена на месте ны­нешней автошколы. Я лично ра­ботал в 5-м строительном райо­не инженером-нормировщиком. По поводу захоронений. На пра­вом берегу Дона располагался ба­тальон стройбата - солдаты строи­ли временный мост через Дон. Мес­том расположения одного взвода была стоявшая у причала баржа. Ранней весной солдаты спустились на ночлег в трюм по деревянной лестнице. На ней развесили для просушки портянки. Рядом горела печка. Дневальный у печи уснул. Портянки загорелись, от них - лест­ница. Выбраться солдаты не могли. Я работал тогда в «водной конто­ре», и наша организация занималась спасением солдат. На катере под­везли аппарат и автогеном выреза­ли дыру в барже. Спаслось человек 30, 25 - погибли. Их похоронили с большими почестями на городском кладбище. Это случилось весной 1950-го года, никакого «пятого» тог­да еще не было. Солдатские моги­лы сохранились до сих пор.

Неверно и утверждение, будто Цимлянский гидроузел построен на костях заключенных. На строй­ке заключенным был предостав­лен льготный режим. Было много бесконвойных. Заключенные по­лучали высокие зарплаты - на уровне вольнонаемных, при вы­полнении плана на 151 и более процентов срок им сокращался втрое. Заключенные работали то­карями, слесарями, водителями, экскаваторщиками, прорабами, начальниками участков. Многие из них освободились по амнистии и остались в Волгодонске. Многие были награждены орденами. Со многими мне довелось работать.

…Это была, действитель­но, стройка коммунизма - с мно­жеством рекордов, грандиозными объемами работ, невероятными темпами строительства. Очень многие приехали сюда по путевке комсомола - и я был в их числе, приехал на стройку в 1949 году пос­ле демобилизации с флота.

 

Качурин Алексей, старожил Волгодонска,

 участник строительства Цимлянского гидроузла.

 

Источник: Качурин, А. 25 сгорели заживо, 30 – спаслись [Текст]: [старожил о «белых пятнах»

в истории г. Волгодонска] / А. Качурин // Веч. Волгодонск. – 2006. – 22 апр. – С. 3.

 

Вверх 


 

   Мы строили город, мы верили в счастье

Нехоженых троп, неизбитых дорог…

…Что город, который мы строили вместе,

Растет, словно песня, и радует всех…

 

Анна Ковалева

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспоселок

 

Экспоселок - это значит поселок эксплуата­ционников. Так, вначале 50-х называлось то место, где ныне стоит Волгодонск. Ста­рожилы рассказывают, что в 1951 году экспоселок пред­ставлял из себя строительную площадку, огражденную колю­чей проволокой. Каждое утро на стройплощадку направля­лась колонна заключенных, чьи бараки располагались в районе поселка Шлюзы. Чтобы по­пасть на стройплощадку воль­нонаемным, необходимо было предоставлять дежурным на КПП специальный пропуск. В фондах городского крае­ведческого музея хранятся вос­поминания Ивана Иосифовича Щербака, который на строи­тельстве экспоселка работал машинистом-экскаваторщиком: «Я помню, что котлованы под первые два двухэтажных дома (ныне угол улицы Советской и пер. Пушкина) рыл экскаватор­щик орденоносец Иван Трофи­мович Задорожный... Помню и первого мастера - Виктора Ни­колаевича Кузьмина. А еще я хорошо запом­нил Еремея Ефимовича Стешина. Он возглавлял строи­тельство жилого поселка эк­сплуатационников, поселка Шлюзы, окрестных дорог, пор­та, лесобазы и заключительной части плотины Цимлянской ГЭС...

Нередко спрашивают, чья бригада положила первые кам­ни и кирпичи в нашем городе. Это знаменитая бригада Луки Никитовича Полякова!».

 

Источник: Чулкова, Л. Экспоселок [Текст]/ Л. Чулкова// Веч. Волгодонск. -  1998. - 19 марта. – С. 4

Вверх


 

Тесно в бане, тесно в школе

 

Строители и будущие жители будущего города в 1951 году жили в основном в поселке Ново-Соленовском. Ар­хивные материалы позволяют воссоздать некоторые дета­ли из жизни гидростроителей того времени.

В распоряжении Ново-Соленовского ЖКО, возглавляе­мого т. Сабанцевым, находилось 128 домов, их жилая пло­щадь составляла 26119,3 квадратных метра.

План товарооборота Ново-Соленовские предприятия тор­говли и общественного питания в январе 1951 года выпол­нили на 122,5 процента, что составило 7 млн.428 рублей, В магазинах продавались дамские чулки трех сортов. Наблюдались случаи нарушения правил торговли, когда в одни руки отпускалось товаров больше положенной нормы. С 1 марта по 1 апреля проходил месячник по очистке территории поселка от загрязнения разными отходами и нечистотами.

Детский сад (им заведует Елисеева) посещают 65 ма­лышей, хотя рассчитан он только на 40. Пребывание ре­бенка в детском саду обходится в 8 руб.50 коп. В детском саду нет ни одной игрушки - все сожжены во время массового заболевания детей скарлатиной. Многие работницы гидроузла не имеют возможности водить детей в детсад из-за нехватки мест и оставляют их без присмотра. Беспокойство по этому поводу не позволя­ет им с полной отдачей трудиться на стройке. Поселковый клуб (директор Дружакин) ежемесячно по­лучает не менее девяти кинокартин. План по кинокартинам выполняется на 105 процентов. В клубе работают кружок художественной самодеятель­ности и драматический. В поселке не редкость выступления столичных артистов. Ново-Соленовская почта (начальник Тимонина), чтобы справиться с все возрастающим потоком писем, посылок, газет, перешла на работу в две смены. Действует банно-прачечный комбинат с пропускной способностью бани в 50 человек в час. В Ново-Соленовской школе (директор Шевченко) постоянно возрастает число учащихся. В мае 1950 года их было 352, в сентябре того же года - 720. Через год, в сентябре 1951 года, их число выросло до 1400. В декабре 1951 года исполком Романовского Совета депутатов трудящихся решил с будущего 1952 года существующую Ново-Соленовскую среднюю школу перевести из здания рабочего поселка Ново-Соленовского в новое здание, расположенное в эксплуатационном поселке.

 

Публикация подготовлена по материалам Романовского госархива.

 

Источник: Чулкова, Л. Тесно в бане, тесно в школе [Текст]/

Л. Чулкова// Веч. Волгодонск. -  1998. - 19 марта. – С. 4

 

 

Вверх


 

Слились воды Волги и Дона

 

Александра Ильинична Поташева, работавшая в 50-е годы начальником отдела кадров ВОЭЗа, была свидетель­ницей того, как первая вода появилась в каменном русле канала.

Вот как она описывает свои впечатления «... серд­це до сих пор ходуном ходит! Цветов было море! Я первый раз видела столько живых цветов. Но самое главное - сколь­ко было радости вокруг! Люди шумели, пели, плясали. До сих пор стоит перед глазами, как первая вода идет по ка­налу, догоняет людей и как бы увеличивающимся языком лижет им пятки. А они смеются, убегают по дну канала...».

А 31 мая 1952 года произошло событие, которое го­товили несколько лет, которого ждали строители канала и с ними вся страна - воды Дона соединились с водами Во­лги. За несколько часов до соединения Волги и Дона тол­пы людей собрались возле второго шлюза и на берегах канала между первым и вторым шлюзами... А тем време­нем донская вода стремительно идет к Волге, проходит четвертый, затем третий шлюз.

12 часов 40 минут. Воды Дона подошли к верхним воротам второго шлюза. Шлюз еще закрыт.

И вот в 1 час 35 минут открылись верхние ворота вто­рого шлюза, и в это время была снята перемычка у перво­го шлюза, сдерживавшая напор волжской воды, рвущейся навстречу донской. Открылись ворота, и воды потекли на­встречу друг другу.

«Остается незаполненным лишь небольшое простран­ство канала, где на откосе любовно начертаны слова: «Слава великому Сталину!». И будто к этим словам рвутся воды, будто сюда стремятся они» - так писала газета «Правда».

А вот как рассказывают об этих минутах очевидцы:

«Когда между водами Дона и Волги осталось всего не­сколько метров, потоки вдруг остановились, вода переста­ла прибывать. И тогда мальчишки, а их среди зрителей на берегу были сотни, кинулись к воде и стали пригоршнями носить воду с одной стороны на другую, из потока донско­го в волжский». «Возле слова «Сталин!», - пишет «Правда», - струи Во­лги и Дона соединились! Дети провожали эти струи с обо­их концов, махая руками: И этот детский возглас был воз­вещением о великой победе советского народа, о великом свершении».

Встреча Дона и Волги произошла в 12 часов 55 минут в русле канала на середине между первым и вторым шлю­зами.

 

Горит в степи зари огонь.

Свет опускается со склона.

И Волги ласковой ладонь

Притронулась к морщинкам Дона.

 

Источник: Слились воды Волги и Дона [Текст]:

публикация подготовлена по материалам

газеты «Правда» за 1952 год и «Очеркам по истории ВОЭЗа»,

 предоставленным ветераном завода В. Я. Белоненко//

Веч. Волгодонск. – 1998. – 11 апр. – С. 2

 

 

 

 

 

 

Вверх 



 

 

Окончание строительства Волго-Дона

 

Радость строителей

 

Незабываемые дни пере­живают строители Волго-Дона. Сегодня радио при­несло волнующую весть: Совет Министров СССР при­нял решение об открытии Волго-Донского судоходно­го канала и присвоении ему имени В. И. Ленина. Волнение и радость царят всюду: на улицах посел­ков, на шлюзах и насосных станциях, на судах, иду­щих по каналу.

Колхозники привезли на канал колосья пшеницы и степные цветы с тех обвод­ненных земель, на которых прежде никогда не росли не только хлеба и цветы, но простая трава. Гордо­стью за свой труд, за свою Родину охвачены люди. В жизни каждого строителя Волго-Дон стал замечатель­ной метой. Люди говорят, как они выросли на строй­ке, как возмужали, пройдя высшую школу жизни, школу коммунистического строительства. Многие здесь стали коммунистами, стали новаторами, техника­ми, инженерами. Об этой замечательной школе жизни говорят сегодня строи­тели. А канал в эти дни все более хорошеет, становит­ся краше. И так ладно он вошел в природу, что ка­жется, уже веками он здесь существует.

 Идут суда. Их становит­ся все больше на канале. Уже приходится им стро­иться в кильватерную ко­лонну.

 Недалек торжественный день открытия Волго-Дона. То будет всенародный пра­здник. К нему начали го­товиться. Спустилась ночь на степь. Зеленые и красные огни светофоров отражают­ся в водах канала, светят­ся громадные огненные столбы створов. Суда идут своим путем.

 

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ

СОЮЗА ССР ОТ 10 ИЮЛЯ 1952 г.

1. Открыть Волго-Донской судоходный канал в воскре­сенье 27 июля с. г., обеспе­чив с этого дня регулярное движение пассажирских и грузовых судов, а также на­чать эксплуатацию Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди ороситель­ных сооружений.

 

 2. Обязать Министерство речного флота обеспечить регулярное движение пасса­жирских судов по линиям Москва - Ростов и Сталин­град - Калач, организовать пригородное сообщение в районах Сталинградского, Ростовского, Цимлянского и Калачевского портов, а также обеспечить в 1952 го­ду перевозку транзитных грузов и пассажиров соглас­но утвержденному плану.

 

 3. Обеспечить использова­ние электроэнергии Цим­лянской гидроэлектростан­ции в соответствии с ранее принятыми решениями Пра­вительства для нужд ороша­емого земледелия и промыш­ленности, а также для элек­тропахоты и комплексной механизации трудоемких ра­бот в животноводстве и дру­гих отраслях колхозного и совхозного производства.

 

 4. Присвоить Волго-Дон­скому судоходному каналу согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР имя В. И. Ленина и именовать его - «Волго-Донской су­доходный канал имени В. И. Ленина».

  «Правда» 10 июля 1952 г.

 

 

Источник: Величко, В. Радость строителей [Текст]/ В. Величко//

«Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1987. – 23 июля. – С. 4

 Вверх


 

Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России»

 

…Официальное открытие канала было назна­чено на воскресенье, 27 июля. На торжества приехали в Сталинград и к Цимлянскому гидро­узлу не только строители канала, но и тысячи рабочих и служащих тех предприятий, которые выполняли заказы великой стройки. Было в их числе и не менее трех тысяч ростовчан, кото­рых доставили к местам торжеств несколько специально сформированных поездов, десятки автобусов и даже 18 самолетов.

Большой водно-спортивный праздник по случаю открытия канала состоялся 27 июля так же и в Ростове. Набережную заполнили десятки ты­сяч ликующих горожан. В тот же день от при­чала Ростовского речного вокзала отправился в первый рейс в Москву пароход «А.Н. Ради­щев», прибыл он в столицу, спустя 12 дней.

А 6 августа в Ростов пришел первый пароход из Москвы - «Советская Республика». 30 июля, с приходом в Ростов парохода «Правда», откры­лось движение пассажирских судов и на линии Сталинград - Ростов.

 

Так Волго-Дон начал ак­тивно работать с первых же дней. Как было принято, по окончании строительства Волго-Дона лучшие специалисты и рабочие по­лучили государственные награды. Орденами и медалями СССР были награждены 6323 челове­ка. 12 человек,  наиболее отличившихся, были удостоены зва­ния Героя Социалистического Труда: главный инженер Главгидроволгодонстроя С. Я. Жук, его заместители Г. А. Руссо и Н. А. Филимонов: начальник строительства Цимлянского гидро­узла В. А. Барабанов; начальники строительных районов А. П. Александров, А. А. Щербинин; экскаваторщики И. В. Ермоленко, Е. П. Симак, Д. А. Слепуха, А. П. Усков («начальник» пер­вого шагающего экскаватора); бульдозерист В. И. Елисеев и электросварщик А. А. Улесов.

 

Источник: Вековая мечта становится явью [Текст] //

Дон-река жизни. Очерк историиводныхпутей и судоходства

на Юге России / Н. Н. Редьков, Г. Л. Беленький,

А. В. Огарев. – Ростов-н/Д, 2005. – С. 238-273. 

 Вверх



 

 

Более подробно с историей строительства

Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина

вы можете познакомиться в следующих публикациях, электронных ресурсах и изданиях:

 

 

1. Величко, В. Радость строителей [Текст] / В. Величко // «Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1987. – 23 июля. – С. 4.


2. Где правда, где вымысел? Шесть вопросов ветерану сооружения Волго-Дона, почетному гражданину города Георгию Шпаченко [Текст] // «Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1989. – 2 нояб.


3. Качурин, А. 25 сгорели заживо, 30 – спаслись [Текст]: [старожил о «белых пятнах» в истории    города Волгодонска] / А. Качурин // Веч. Волгодонск. – 2006. – 22 апр. – С. 3.


4. Книга «Волгодонск. Люди. Факты. События» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://волгодонск-ковчег.рф/volgodonsk_book.php


5. Куцык, Ю. Из отряда первостроителей [Текст]: [о строительстве Цимлянского гидроузла; о первостроителе П. А. Зубкове] / Ю. Куцык // Веч. Волгодонск. – 2005. – 23 июля. – С. 3.


6. Пилипенко, Г. Цимлянское горе [Текст] / Г. Пилипенко// Комсомолец. – 1990. – 7 марта. – С. 4-5.


7. Вековая мечта становится явью [Текст] // Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России / Н. Н. Редьков, Г. Л. Беленький, А. В. Огарев. – Ростов-н/Д: Дон. издат. дом, 2005. – С. 238-273.


8. Саркел.ру - Варианты соединения Волги и Дона [электронный ресурс]. – Режим доступа: ." target="_blank">http://sarkel.ru/istoriya/istoriya_kazachestva/varianty_soedineniya_volgi_i_dona">


9. Свечникова, Е. Великая стройка коммунизма. Волго-Донской канал [Текст] / Е. Свечникова // «Донской Временник» - краевед. библ.-библиогр. журнал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=652


10. Свечникова, Е. Спецконтингент великой стройки: заключенные советских лагерей на строительстве гидротехнических сооружений Волгодонстроя. 1948-1953 гг. [Текст] / Е. Свечникова. – Ростов-н/Д.: Ростиздат, 2009. – 220 с.


11. Сигачев, В. От Волги до Дона шумят ковыли…[Текст] / В. Сигачев // Донской временник: краевед. библ.-библиогр. журнал. – 2008. – С. 151-154.


12. Сигачёв, В. От Волги до Дона шумят ковыли…К 60-летию начала строительства Волго-Донского канала [Текст] / В. Сигачёв [и др.] // «Донской Временник» - краевед. библ.-библиогр. журнал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=895


13. Сидорков, И.. Осуществленная мечта. Немного истории [Текст] / И. Сидорков // Ленинец. – 1971. -  27 июля. – С. 3.


14. Слава и жертвы Волго-Донского канала. Тайны Волго-Дона [Текст] // Волг. правда. – 2011. – 12 июля. – С. 3.


15. Слились воды Волги и Дона [Текст]: публикация подготовлена по материалам газеты «Правда» за 1952 год и «Очеркам по истории ВОЭЗа», предоставленным ветераном завода В. Я. Белоненко // Веч. Волгодонск. – 1998. – 11 апр. – С. 2.


16. Харитонов, И. Тридцать шлюзований за смену [Текст] / И. Харитонов // Веч. Волгодонск. – 1998. – 1 апр. – С. 2.


17. Чалых, А. Волго-Дон и Эйфелева башня [Текст] / А. Чалых // Веч. Волгодонск. – 2007. – 8 сент. – С. 2. 

 
18. С добрым утром, Волгодонск! Пятидесятые годы. [Текст] // Волгодонск. Люди. Факты. События / Л. Чулкова, А. Тихонов. – Волгодонск, 2005. – С. 3-5.


19. Чулкова, Л. Тесно в бане, тесно в школе [Текст] / Л. Чулкова // Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4.


20. Чулкова, Л. Три товарища [Текст] / Л. Чулкова // Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4.


21. Чулкова, Л. Экспоселок [Текст] / Л. Чулкова // Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4.

 

Вверх

 

Материал подготовила: Нечмилова, Е. С.

Отв. ред.: Федянина, Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Официальный сайт Администрации г. Волгодонска Официальный сайт Отдела культуры г. Волгодонска ДГПБ - Донская государственная публичная библиотека 
Контакты: 347360 г. Волгодонск Ростовской обл. ул. Ленина д. 75
тел.: 8(8639)27-03-99; vdonlib@mail.ru
Яндекс.Метрика

Разработка:
Лянгузов.ru