Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта



Электронный каталог библиотек Волгодонска Закажи книгу Продли книгу Электронная доставка документа Задай вопрос о Волгодонске
    
Мастер-класс по изготовлению бумажной игрушки Буратино

Юные читатели Отдела литературы по искусству узнали о старинной игре в обруч

Час краеведения «Казаки во славу Отечества»

День памяти войсковой казачьей славы в Центральной библиотеке

Концерт ансамбля народной песни «Волгодон» «В песне русская душа» в библиотеке

В рамках клуба интересных встреч «Автограф» состоялась встреча с  коллективом ансамбля народной песни «Волгодон» 

Выставка избранных книг «Самая, самая, самая!»

Центральная детская библиотека приглашает познакомиться с «Самой оптимистической», «Самой мудрой», «Самой читаемой», «Самой лесной» и еще множеством самых-самых книг.

Приглашаем на выставку «В мире Тургенева» в библиотеку №9 им. В. Карпенко

К 200-летнему юбилею со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева в библиотеке №9 открылась выставка книг и картин

Библиотекарю - обзор профессиональной периодики за первое полугодие 2018 года

Как привлечь читателей в библиотеку? Что читал Тургенев? Собака - как повод для чтения. Это возможно? Как помочь выбрать профессию? Библиотека и Интернет. Как взаимодействовать? Как изменить пространство библиотеки?

 

Ответы на эти вопросы - в публикациях из профессиональных журналов, поступивших в Отдел методики и практики библиотечной работы «ЦБС» г. Волгодонска в первой половине 2018 года.

приобщение к чтениею: интересные формы и рекомендации

Формирование читательской культуры – важная социальная функция библиотек. Как привлечь новых читателей в библиотеку? Как увеличить книговыдачу и посещаемость? Об этом  - в статье Ю. Абрамовой «Проект «Образовательное чтение» как инструмент для увеличения книговыдачи» (Библиотечное дело, № 6). Автор делится опытом Информационно-досугового центра «М-86»ЦГПБ им. В. В. Маяковского.

 

Интересно представлен опыт по приобщению к чтению и возрождению традиций семейного чтения в публикации И. Г. Самойловой «Маленький читайка». Авторская программа по приобщению дошкольников к чтению» («Школьная библиотека», № 1). Через создание комфортной зоны общения в стенах библиотеки – Зала семейного чтения – решаются задачи приобщения дошкольников к чтению, библиотеке, укрепление и развитие взаимоотношений в молодых семьях, имеющих детей дошкольного возраста.

 

Еще одна статья о семейном чтении в этом же номере («Школьная библиотека», № 1).  С. Ю. Филатова в публикации «Родительское собрание «Читайте детям не нотации, а книги» дается сценарий родительского собрания, посвященного теме чтения. В приложении – анкеты для родителей и учащихся по выявлению интереса к чтению, памятки для родителей о важности чтения в семье и как обсуждать с ребенком прочитанную книгу, для детей – как правильно читать.

 

О необычном опыте проектной деятельности по приобщению к чтению – в беседе с   сотрудницами Научной библиотеки Белорусского Национального технического университета О. Вовк и В. Королевой «Если встретил на улице библиотекаря - обними его!» («Библиотека в школе - Первое сентября», № 1-2). Проект «ЗаЧтение» направлен на популяризацию современной литературы. В основе проекта - курсы на основе современных книг для разных возрастов и в разных форматах. В рамках проекта проходит фестиваль «Город и Книги», направленный на создание литературных городских проектов.

 

В этом же номере («Библиотека в школе - Первое сентября», № 1-2) представлены общероссийские проекты, сетевые акции, к которым можно присоединиться. Статья  Т. В. Рудишиной «Растем, чтобы растить» публикуется по итогам ежегодного совещания директоров библиотек Российской Федерации, обслуживающих детей. Организаторы – «Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя», Российская государственная детская библиотека, Московский городской педагогический университет и др. - предлагают присоединиться к Всероссийской благотворительной акции для библиотек «Подари ребёнку книгу!», проекту педагогических рецензий-открыток на детскую книгу, просветительскому и образовательному проекту «Кинопоэзия» и пр.

 

Еще один проект, в котором могут принять участие читатели, - «Чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 18» («Библиотека в школе – Первое сентября», № 3-4).  Чемпионат проходит  в Москве и других городах России и проводится ежегодно  среди старшеклассников.  Кратко о правилах:  участники читают вслух на время и без подготовки выбранные организаторами отрывки из книг. Жюри, в состав которого входят педагоги и сотрудники школьных библиотек, оценивает технику и артистизм чтения. Организаторы Чемпионата стараются не использовать отрывки из книг школьной программы, предлагая участникам незнакомые им ранее произведения русской и зарубежной прозы и поэзии.

литературная копилка

В ноябре 2018 г. исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В статье Е. Аболмазовой «Читательский облик Ивана Тургенева. Библиотека – любимое место в доме» («Библиотечное дело», № 2) дается обзор материалов из фондов Орловской детской библиотеки им. М. Пришвина, позволяющий познакомиться с кругом чтения юного Ивана Тургенева. Из статьи можно узнать о прочитанных будущим писателем в детстве и в юности книгах и журналах, о том, как его мать поддерживала интерес  к чтению у сына.

 

В журнале «Школьная библиотека» № 2 в рубрике «Читающая мама – читающая страна» опубликована статья И. И. Тихомировой «О литературных героях и книгах, очеловечивающих детство». Статья адресована педагогу-библиотекарю, чтобы он мог порекомендовать юному читателю книги, которые помогут ему стать добрее и человечнее. Здесь даются характеристики 30 наиболее известных отечественных и зарубежных персонажей-детей, вошедших в золотой фонд детской литературы: Буратино, Мальчиш-Кибальчиш, Нахалёнок, Незнайка, Алиса, Маленький принц, Стойкий оловянный солдатик и др. Рассказ о каждом персонаже сопровождается фотографией посвященного ему памятника.

 

Интересная подборка публикаций о собаках «Дай лапу, друг!» в журнале «Библиотека в школе», № 1-2. О том, как развить интереса к чтению у детей с помощью общения с собаками - в статье М. П. Никитенко «Почитай собаке! Лохматый терапевт». Представлен опыт работы студии свободного чтения «Сказки для собак» - совместного проекта ЦГДБ им. А. П. Гайдара (Москва) и благотворительного фонда «Не просто собаки», Международного фонда помощи бездомным животным «Я свободен». В статье Н. В. Чураевой  «До свидания, овраг!» рассказывается о благотворительной акции «До свидания, овраг!», направленной на помощь бездомным животным.  В акции запланированы встречи с волонтерами и собаками-терапевтами, тематически  встречи с писателями, конкурс социального  плаката «Мои друзья животные», работа по сбору кормов и лекарств для животных. Название акции дала одноименная повесть Константина Сергиенко, в которой остро и пронзительной описана судьба бездомных животных. Последняя статья в подборке – «Восемнадцать собачьих историй» - представляет собой библиографический список художественной литературы для младшего и среднего школьного возраста. Каждое издание проаннотировано.

профориентация в библиотеке

Одно из направлений работы библиотеки - помощь в решении вопросов профориентации.  В журнале «Библиотечное дело» № 7 представлен опыт профориентационной работы. В статье  Н. Петровской «Азбука профессий» : помогаем сделать выбор» представлен проект, направленный на знакомство юных читателей с людьми разных профессий. В статье Н. Кубовой «Выбирай на вкус» описан опыт проведения культурно-просветительские мероприятий по профессиональной ориентации детей и юношества: встречи с представителями разных профессий, профориентационные часы, игры, урок-презентация. 

библиотека и интернет

Тема 3-го номера журнала «Школьная библиотека» – «Цифровой мир». В нем собраны публикации, освещающие проблему формирования информационной культуры личности, использования цифровых технологий в работе библиотек.

 

Проблеме защиты детей в Интернете посвящена обзорная статья специалистов РГДБ Е. А. Колосовой и В. П. Чудиновой «Всероссийская видеоконференция «Этика безопасного поведения в Интернете: роль и возможности библиотек», в которой обобщается опыт работы библиотек в рамках Недели безопасного Рунета-2018. Подчеркивается роль библиотеки как создателя позитивного интернет контента.

 

В статье У. Парфенова «Что такое позитивный контент?» дается понятие позитива в Интернете - ключевое для детской информационной безопасности. Приведены некоторые «технические» требования, принципиальные для удобства восприятия (чтения, просмотра, прослушивания). Эти требования рекомендуется соблюдать при создании информационного интернет-проекта, сайта, медиапродукта.

 

Публикация Е. В. Качевой «Сетевое взаимодействие» посвящена обзору интернет-сервисов для визуализации на основе географических карт – Google-карта, Google Calendar Map, Mapwing, Tripline. С помощью таких сервисов можно создать, например, виртуальный тур по библиотеке, маршрут путешествий писателей и/или  литературных героев.

библиотека и социальные сети

Сегодня библиотеки активно стали используют возможности социальных сетей для своего позиционирования. Как продвинуть группу библиотеки в социальной сети? Как сделать её ближе к своей аудитории? Как настроить виртуальный диалог с читателем? Сотрудник библиотеки «Измайловская» в Санкт-Петербурге И. Святскова в статье «Книжная табакерка»: лучшая группа городской библиотеки в социальной сети «ВКонтакте»-2017»  (Библиотечное дело, № 4) делится  опытом создания и разработки ежемесячного контент-плана: выбор тематики, выбор правильного времени. Автор рассказывает о формах обратной связи и библиотечных услугах, предоставляемых посредством социальной сети. 

 

библиотечный интерьер: полезные идеи

Привлечение читателей в библиотеку решается также средствами создания дружелюбного и позитивного библиотечного пространства. В 2017 г. вышла в свет книга директора Российской государственной библиотеки для молодежи И. Б. Михновой «Пространство возможностей. Заметки на полях библиотечного дела: сборник полемических статей». В статье  ответственного редактора журнала «Библиотечное дело» С. Г. Матлиной «Как распахнуть библиотечное пространство?» (Библиотечное дело, № 2) - размышления автора о книге. Каким образом «Молодежке» (РГБМ) первой в стране удалось создать новую модель публичной библиотеки, абсолютно открытое для творчества сотрудников и читателей пространство? Как удалось переформатировать библиотеку? Что необходимо делать, чтобы достичь аналогичного результата? Ответом на эти вопросы в книге «Пространство возможностей». 

 

Полезные идеи по созданию библиотечного интерьера – в статье Т. Ивановой «Проект «Библиотека  графических историй» (Библиотечное дело, № 4). О том, как изменить пространство библиотеки в стиле поп-арт и сделать её привлекательной для молодежи, как выбрать цвет, декор, мебель/материал - эти и другие идеи можно почерпнуть из опыта реализации проекта оформления библиотеки в формате графических историй (комиксов) библиотеки № 227 Централизованной библиотечной  системы Северо-Западного административного округа г. Москвы.

 

Своим опытом также делится  главный библиотекарь научно-методического отдела Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи А. И. Водатурская. В статье «Нескучный и познавательный отчет методиста – 2. Сотворение библиотечного пространства» (Библиотека в школе, № 1-2) автор  рассказывает о том, каким становится библиотечное пространство для детей в библиотеках области - дружелюбным, открытым, позитивным, эмоциональным, динамичным, доступным, информативным... и в то же время каждая библиотека имеет свой неповторимый образ.

 

Мат. подгот.: М. С. Толмачева

Информационно-библиографический отдел

июнь 2018

 

Заказать статью по Электронной доставке документов >>

Рекомендуем

 

 

 

 

  Официальный сайт Администрации г. Волгодонска Официальный сайт Отдела культуры г. Волгодонска ДГПБ - Донская государственная публичная библиотека 
Контакты: 347360 г. Волгодонск Ростовской обл. ул. Ленина д. 75
тел.: 8(8639)27-03-99; vdonlib@mail.ru

Разработка:
Лянгузов.ru