Версия для незрячих

Первостроитель П.А. Зубков

Куцык Ю. Из отряда первостроителей [Текст]: [о строительстве Цимлянского гидроузла; о первостроителе П. А. Зубкове] / Ю. Куцык // Веч. Волгодонск. – 2005. – 23 июля. – С. 3.

Мне 21 год. Мое поколение родилось в Советском Союзе, а взрослело уже в России. Мое поколение привыкло к запад­ным ценностям и псевдодемок­ратии. Мое поколение теряет корни и не знает страну, в кото­рой родилось. Массовые репрес­сии, тоталитарный режим, насиль­ственное строительство комму­низма - с экрана телевизора ра­зоблачения прошлого до сих пор текут мутным потоком.

Все это было. Но было и дру­гое: были люди, которые верили в свою Родину, были грандиоз­ные проекты, которые претворя­ли в жизнь не вожди, а все те же люди; был, наконец, народ, ко­торый победил в самой страш­ной войне за всю историю чело­вечества. Я далек от того, что­бы воспевать Советский Союз. Но не кажется ли вам, что пора хоть немного восстановить исто­рическую справедливость.

Говорят, когда Сталин огла­сил желаемые сроки одной из послевоенных строек, ее началь­ник воскликнул: «Невозмож­но!». На что «вождь народов» невозмутимо заметил: «Совет­ский человек может все». Запад­ные аналитики считали, что на восстановление экономики пос­ле Второй Мировой войны Союзу потребуется не меньше 20 лет. Мы справились менее чем за 10. Советский человек смог - ценой немыслимых усилий, голода а деревне, во многом - благодаря дармовому труду заключенных ГУЛага, но прежде всего - из-за своего патриотизма.

Наш город, канал Волга-Дон, Цимлянская ГЭС - все это дети­ща тех лет. С каждым годом все меньше остается людей, которые принимали участие в этих строй­ках. Павлу Андреевечу Зубкову недавно исполнилось 80.Родил­ся он в маленькой донской ста­нице, во время войны был зенит­чиком, дошел до Берлина, Праги и Вены, а в 1949 году начал работать шофером на строительстве Цимлянской ГЭС. Успел потру­диться и в третьем районе, где строилась сама ГЭС, и на шлюзах, и на прокладке канала.

Цимлянская ГЭС тогда была од­ной из самых масштабных строек в стране - для нее не жалели ни людей, ни машин. Несмотря на дефицит автомобилей, у строите­лей была самая новая техника - Павел Андреевич одним из пер­вых испытал новинку советского автопрома - пятитонный дизель­ный МАЗ-205. Поговаривали, что стройкой интересуется сам Ста­лин. Большой поклонник Петра Первого, генералиссимус хотел закончить начинание императо­ра - соединить две великие реки: Волгу и Дон. Впрочем, простых работяг культ личности не интере­совал.

- Мы не говорили о Сталине, - вспоминает П. А. Зубков, - знали, что он одобрил проект, и все. Ра­ботали, прежде всего, за Родину, был патриотизм, была идея. Так же, как и на войне: да, мы все кричали, когда шли в атаку: «За Родину, за Сталина!», время было такое; но воевали-то за Родину, а не за Сталина.

Работали действительно на износ - по 12 часов в сутки, а иног­да и больше. Ближе к концу стро­ительства между 14 и 15 шлюза­ми возникли проблемы с выем­кой грунта. А это грозило срывом сроков. На объект приехало на­чальство - главный инженер стро­ительства Разин приказал сроч­но перемычку убрать. Тогда Па­вел Зубков предложил решение: объединить бригады водителей, экскаваторщиков и бульдозерис­тов и расчистить дорогу для луч­шей проходимости (пыль на стройке была такая, что быстро ездить было очень тяжело). В результате грузовики на ровных участках гоняли со скоростью до 100 км/ч. При норме в полторы тысячи кубов грунта, водители пе­ревозили за смену до трех тысяч.

Пресса немедленно окрестила такие темпы стахановскими, но, зная правду о Стаханове (норму которого выполняла вся бригада), будет намного справедливей на­звать их «зубковскими». Работу завершили на 5 дней раньше сро­ка, вся бригада получила премию, а Павел Зубков как автор идеи стал кавалером ордена Ленина.

Ни для кого уже не секрет, что Цимлянскую ГЭС (как, впрочем, и все объекты того времени) стро­или и заключенные. Машин не хватало, и ручной труд был двига­телем стройки. По словам Павла Андреевича, зеки и свободные сосуществовали вполне мирно, хотя были и страшные случаи:

- Всякое было..., - вспомина­ет Зубков, - были и драки между зеками, и убийства, трупы они в бетон закапывали. А еще однаж­ды меня попросили провезти на стройку спиртное. Я согласился. А контроль был очень строгий. Спрятал две бутылки водки в машине, привез им, они мне деньги отдали. Потом делаю рейс, воз­вращаюсь, а эти два мужика, уже пьяные, подходят к машине, и через окно нож мне к горлу при­ставляют. «Отдавай деньги», - го­ворят. Хорошо, экскаваторщик увидел, шарахнул ковшом по машине - они с подножки посыпа­лись, а я газу. На следующий день перевелся на другой участок.

Но в большинстве своем ра­ботали зэки вовсе не из-под пал­ки. Трудились с энтузиазмом, при­чем неподдельным, так же, как и вольнонаемные рвались восстанавливать страну. К тому же день на стройке шел за три, а от выработки зависел размер про­дуктового пайка (так называе­мая ТУФТА - точный учет эффек­тивности труда). Кто-то получил досрочное освобождение и даже медали за трудовые успе­хи.

Строителей Цимлянской ГЭС, судоходного канала, да и само­го Волгодонска остается все меньше. Это печально. И вдвой­не печально то, что наша адми­нистрация о них забывает: Па­вел Андреевич вот уже который год просит чиновников помочь ему в ремонте квартиры. Даль­ше туманных обещаний дело пока не продвинулось. Неуже­ли для властей города помочь человеку, который отдал Вол­годонску больше 50 лет жизни, не является делом чести?

- Мне бы хотелось, чтобы администрация вспомнила о первых строителях города, - го­ворит Павел Андреевич, - о Ни­колае Махонине, Василии Слюсаре, Ф. Плешанове, В. Бондаренко (тоже награжденном ор­деном Ленина), Г. Шпаченко, Александре Рыбакове, П. Гринюке (с последними двумя мы вместе строили ДК «Октябрь») и многих других.

Не будь этих людей - не было бы и нашего города. И самое меньшее, что мы можем сделать для первых строителей - это помнить о них.

Благоустройство территории у кинотеатра «Комсомолец». (открыт в 1981 году)
Благоустройство территории у кинотеатра «Комсомолец». (открыт в 1981 году)
«Атоммаш». Первые стройотряды. Начало 70-х
«Атоммаш». Первые стройотряды. Начало 70-х
Открытие обелиска Победы_7 мая 1970г.
Открытие обелиска Победы_7 мая 1970г.
Установка памятной доски на первый дом нового города. 1976 год
Установка памятной доски на первый дом нового города. 1976 год
Строительство камеры шлюза № 15 Волго-Донского судоходного канала.
Строительство камеры шлюза № 15 Волго-Донского судоходного канала.
Торжественное открытие судоходного канала. 1952 год
Торжественное открытие судоходного канала. 1952 год