Версия для незрячих
  1. Ресурсы
  2. Наши издания
  3. Образ лошади в литературе: рекомендательное библиографическое пособие

Образ лошади в литературе: рекомендательное библиографическое пособие

  • Дата выхода: 2013

Кони, кони — вы сказка и песня...

Животное, всем нам известное с детства,

Века с человеком живет по соседству,

Как верный и преданный друг помогает,

А он о ней сказки и песни слагает.

Давно эта дружба у нас началась…

И лошадям посвящаю рассказ.

Согласно восточному календарю наступающий 2014 год - лошади.

Тысячелетиями лошадь играла важную роль в жизни человека, что, конечно же, не могло не отразиться в литературе.

С самого начала взаимоотношений человека и лошади ее образ был романтизирован различными сказочниками, певцами и писателями.

Предлагаем вашему вниманию краткую версию издания «Образ лошади в литературе» (автор: библиотека №16), содержащего подборку произведений, в которых лошадь выступает в качестве главного персонажа.

Повести, рассказы и сказки о лошади

1. Алмазов Б. Прощайте и здравствуйте кони! [Текст] / Б. Алмазов. – М.: Дет. лит., 1978. – 208 с.

Это книга не художественная, но, судя по отзывам, совершенно уникальная, к сожалению, издана была только один раз 30 лет назад и не переиздавалась, сейчас стала библиографической редкостью. Увлекательный рассказ о лошадях: о том, где и как использовались они в разные века, о лошадях - литературных героях, о лошадях спортивных, лошадях - тружениках и друзьях человека.

2. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой [Текст]: рассказы / В. П. Астафьев; рис. Е. Мешкова. – переизд. – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с., ил. – (Золотая библиотека).

Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, - необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени! Выбор формы пряника не случаен. Конь – символ сельской, крестьянской жизни: кормилец, средство передвижения и пахарь, перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг.

3. Васильев Б. Л. Великолепная шестерка [Текст] // Избранное. В 2-х т. Т.2. Повести. Рассказы / Б. Л. Васильев. – М.: Худож. лит., 1988. – С. 531.

Рассказ «Великолепная шестерка» написана для подростков. Лошади в произведении данного автора гораздо мудрее и милосерднее, чем разумный человек. Рассказ Бориса Васильева поможет задуматься над этим вопросом.

4. Ершов П. П. Конек-горбунок [Текст] / П.П.Ершов; ил. А. И. Сухорукова. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с.: ил.

Особенно интересен в сказке образ Конька-горбунка. Автор наделил своего коня волшебными свойствами. Конек-горбунок – вещий конь, одаренный мудростью и человеческим словом, удивляет своей преданностью человеку.

5. Куприн А. И. Изумруд [Текст]: рассказы, повесть / А.И.Куприн; предисл. Н. Соколова; рис. и оформл. Е. Звонцовой. – переизд. – Л.: Дет. лит., 1986. - 366 с.: ил. - (Школьная библиотека).

Повесть русского писателя А. Куприна - это история чудного коня Изумруда. Когда он был еще жеребенком, его взяли на ипподром, чтобы сделать из него хорошего скакуна, зарабатывать на нем деньги. Но из-за жестокости человека, Изумруд погибает.

6. Салтыков-Щедрин, М. Е. Коняга [Текст] // Сказки / М. Е. Салтыков – Щедрин.; сост., вступ. ст. и коммент. Ю. В. Лебедева; рис. В. Г. Бритвина. – М.: Дет. лит., 2001. – С. 131. – (Школьная библиотека).

«Коняга» - сатирическая сказка-притча, где в образе загнанной Коняги изображён русский крестьянин и его горькая доля.

7. Сетон-Томпсон, Э. Мустанг-иноходец [Текст] // Рассказы о животных / Э.Сетон-Томпсон; пер. с англ. Н. К. Чуковского. – М.: Изд.-во Эксмо, 2004. – С. 65 (Серия «Детская библиотека»).

В рассказе Сетон-Томпсона идет речь о судьбе дикой лошади по кличке Мустанг-иноходец, его подруги Соли и их жеребенка. Это история о гармонии девственной природы и жестокости человеческих законов, которые нарушают эту гармонию.

8. Сивка-бурка [Текст] // Русские народные сказки / сост., предисл., словарь Н. Сидориной; худож. И. Билибин.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 45. – (Всемирная детская библиотека).

Конь Сивка-Бурка в известной русской сказке наделён большими волшебными силами: и летать может, и человечьим голосом говорит, и даёт Ивану мудрые советы, как одолеть врагов, и помогает ему превратиться в красавца. И помогает, и оберегает.

9. Соколов-Микитов, И. Фурсик [Текст] // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. Повести и рассказы / И.Соколов-Микитов; сост. П. Ширмаков; вступ. ст. Г. Горышина; примеч. и подгот. текста М. Смирнова. – Л.: Худож. лит., 1985. – С. 314.

Новелла русского писателя-путешественника «Фурсик» - это печальная история старательной и покорной крестьянской лошадки, проданной богатею-мельнику обедневшим мужиком.

10. Толстой Л.Н. Холстомер [Текст] // Рассказы /Л.Н. Толстой; оформ. худож. Т. Сергеевой. – Л.: Худож. лит., 1981. – С. 207.

Трагическая история жизни пегого мерина, чья необычная масть послужила источником всех его несчастий.

В рассказе «Холстомер» говорится о жеребенке, жившем на ферме. Он родился пестрой окраски, и все над ним смеялись. Потом его разлучили с матерью. Нелегкой была его жизнь.

А когда состарился, он стал никому не нужен. Конь оказался благороднее, чем человек.

11. Улицкая Л.Е. История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине [Текст] / Л.Е.Улицкая; ил. С.Филипповой. – М.: Эксмо, 2005. -48 с.

Все герои рассказа «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине» однажды встретили друг друга и стали вместе счастливо жить. Но счастье и спокойствие закончилось именно тогда, когда им пришлось стать горожанами, уехав из деревни.

В городе их жизнь стала другой. А виновником этих изменений стал молодой и неопытный жеребенок Равкин.

12. Шолохов М. А. Жеребенок [Текст] // Донские рассказы / Михаил Шолохов. – М.: Вече, 2012. – С. 245. – (Сделано в СССР. Любимая проза).

В рассказе донского писателя М.А.Шолохова, жеребенок – символ мирной жизни, способный вызвать у героев (суровых и жестоких) чувство жалости, способность к состраданию.

Поэтические строчки о лошади

13. Брюсов В. Я. Конь Блед [Текст] // Избранное / В.Я. Брюсов; сост. Н.А. Трифонов. – М.: Моск. Рабочий, 1979. – С. 116.

Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.

Стихотворение Брюсова – это призыв, предупреждение скорого конца света.

14. Сергей Есенин в стихах и жизни [Текст] // Стихотворения, 1910–1925 / вступ. ст. и сост. Н. И. Шубниковой-Гусевой. – М.: Республика, 1995. – 415 с. ил.

В лирике Сергея Есенина образ коня ярко звучит в целом ряде стихотворений.

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

В стихотворении «Сорокоуст», Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок.

В стихотворении «Голубень» конь предстает в образе «тихой судьбы». Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворении «Табун».

В стихотворении «Пантократор» красный конь символизирует образ восставшей России.

15. Тютчев Ф.И. Конь морской [Текст] // Лирика / Ф.И.Тютчев. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – С. 52.

В красивом тютчевском стихотворении «Конь морской» поэт сравнивает коня и волну морскую. Вплоть до последней, заключительной строки мы все читаем о коне, и только последняя строка внезапно обнаруживает ее.

С полной версией пособия «Образ лошади в литературе» можно ознакомиться в библиотеке №16 и Информационно-библиографическом отделе Центральной библиотеки

Материал к публикации подготовила библиограф И.А. Опарина