Первостроитель П.А. Зубков
Куцык Ю. Из отряда первостроителей [Текст]: [о строительстве Цимлянского гидроузла; о первостроителе П. А. Зубкове] / Ю. Куцык // Веч. Волгодонск. – 2005. – 23 июля. – С. 3.
Мне 21 год. Мое поколение родилось в Советском Союзе, а взрослело уже в России. Мое поколение привыкло к западным ценностям и псевдодемократии. Мое поколение теряет корни и не знает страну, в которой родилось. Массовые репрессии, тоталитарный режим, насильственное строительство коммунизма - с экрана телевизора разоблачения прошлого до сих пор текут мутным потоком.
Все это было. Но было и другое: были люди, которые верили в свою Родину, были грандиозные проекты, которые претворяли в жизнь не вожди, а все те же люди; был, наконец, народ, который победил в самой страшной войне за всю историю человечества. Я далек от того, чтобы воспевать Советский Союз. Но не кажется ли вам, что пора хоть немного восстановить историческую справедливость.
Говорят, когда Сталин огласил желаемые сроки одной из послевоенных строек, ее начальник воскликнул: «Невозможно!». На что «вождь народов» невозмутимо заметил: «Советский человек может все». Западные аналитики считали, что на восстановление экономики после Второй Мировой войны Союзу потребуется не меньше 20 лет. Мы справились менее чем за 10. Советский человек смог - ценой немыслимых усилий, голода а деревне, во многом - благодаря дармовому труду заключенных ГУЛага, но прежде всего - из-за своего патриотизма.
Наш город, канал Волга-Дон, Цимлянская ГЭС - все это детища тех лет. С каждым годом все меньше остается людей, которые принимали участие в этих стройках. Павлу Андреевечу Зубкову недавно исполнилось 80.Родился он в маленькой донской станице, во время войны был зенитчиком, дошел до Берлина, Праги и Вены, а в 1949 году начал работать шофером на строительстве Цимлянской ГЭС. Успел потрудиться и в третьем районе, где строилась сама ГЭС, и на шлюзах, и на прокладке канала.
Цимлянская ГЭС тогда была одной из самых масштабных строек в стране - для нее не жалели ни людей, ни машин. Несмотря на дефицит автомобилей, у строителей была самая новая техника - Павел Андреевич одним из первых испытал новинку советского автопрома - пятитонный дизельный МАЗ-205. Поговаривали, что стройкой интересуется сам Сталин. Большой поклонник Петра Первого, генералиссимус хотел закончить начинание императора - соединить две великие реки: Волгу и Дон. Впрочем, простых работяг культ личности не интересовал.
- Мы не говорили о Сталине, - вспоминает П. А. Зубков, - знали, что он одобрил проект, и все. Работали, прежде всего, за Родину, был патриотизм, была идея. Так же, как и на войне: да, мы все кричали, когда шли в атаку: «За Родину, за Сталина!», время было такое; но воевали-то за Родину, а не за Сталина.
Работали действительно на износ - по 12 часов в сутки, а иногда и больше. Ближе к концу строительства между 14 и 15 шлюзами возникли проблемы с выемкой грунта. А это грозило срывом сроков. На объект приехало начальство - главный инженер строительства Разин приказал срочно перемычку убрать. Тогда Павел Зубков предложил решение: объединить бригады водителей, экскаваторщиков и бульдозеристов и расчистить дорогу для лучшей проходимости (пыль на стройке была такая, что быстро ездить было очень тяжело). В результате грузовики на ровных участках гоняли со скоростью до 100 км/ч. При норме в полторы тысячи кубов грунта, водители перевозили за смену до трех тысяч.
Пресса немедленно окрестила такие темпы стахановскими, но, зная правду о Стаханове (норму которого выполняла вся бригада), будет намного справедливей назвать их «зубковскими». Работу завершили на 5 дней раньше срока, вся бригада получила премию, а Павел Зубков как автор идеи стал кавалером ордена Ленина.
Ни для кого уже не секрет, что Цимлянскую ГЭС (как, впрочем, и все объекты того времени) строили и заключенные. Машин не хватало, и ручной труд был двигателем стройки. По словам Павла Андреевича, зеки и свободные сосуществовали вполне мирно, хотя были и страшные случаи:
- Всякое было..., - вспоминает Зубков, - были и драки между зеками, и убийства, трупы они в бетон закапывали. А еще однажды меня попросили провезти на стройку спиртное. Я согласился. А контроль был очень строгий. Спрятал две бутылки водки в машине, привез им, они мне деньги отдали. Потом делаю рейс, возвращаюсь, а эти два мужика, уже пьяные, подходят к машине, и через окно нож мне к горлу приставляют. «Отдавай деньги», - говорят. Хорошо, экскаваторщик увидел, шарахнул ковшом по машине - они с подножки посыпались, а я газу. На следующий день перевелся на другой участок.
Но в большинстве своем работали зэки вовсе не из-под палки. Трудились с энтузиазмом, причем неподдельным, так же, как и вольнонаемные рвались восстанавливать страну. К тому же день на стройке шел за три, а от выработки зависел размер продуктового пайка (так называемая ТУФТА - точный учет эффективности труда). Кто-то получил досрочное освобождение и даже медали за трудовые успехи.
Строителей Цимлянской ГЭС, судоходного канала, да и самого Волгодонска остается все меньше. Это печально. И вдвойне печально то, что наша администрация о них забывает: Павел Андреевич вот уже который год просит чиновников помочь ему в ремонте квартиры. Дальше туманных обещаний дело пока не продвинулось. Неужели для властей города помочь человеку, который отдал Волгодонску больше 50 лет жизни, не является делом чести?
- Мне бы хотелось, чтобы администрация вспомнила о первых строителях города, - говорит Павел Андреевич, - о Николае Махонине, Василии Слюсаре, Ф. Плешанове, В. Бондаренко (тоже награжденном орденом Ленина), Г. Шпаченко, Александре Рыбакове, П. Гринюке (с последними двумя мы вместе строили ДК «Октябрь») и многих других.
Не будь этих людей - не было бы и нашего города. И самое меньшее, что мы можем сделать для первых строителей - это помнить о них.